Сегодня 21 сентября 2017 года, Четверг

Начало  >  Публикации  >  Методика преподавания

Информационно – методическое письмо « Об обучении обществознанию в образовательных организациях Ленинградской области в 2017 – 2018 учебном году»

31/08/2017 | Задоя Лариса Алексеевна
Кафедра истории и социальных дисциплин

Информационно-методическое письмо подготовлено в целях разъяснения вопросов организации обучения учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Ленинградской области в 2017—2018 учебном году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства образования РФ, ФГОС основного общего образования.

1. Нормативно – правовое обеспечение обучения обществознанию в 2017 – 2018 учебном году. В организации обучения курса обществознания в 2017 - 2018 учебном году следует руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также основными документами федерального и регионального уровней, обеспечивающими нормативное сопровождение введения и реализации ФГОС ООО (см. документы по адресам: - в Интернет – www.fgosreestr.ru Кроме того, в работе необходимо использовать следующие документы: • ФГОС общего образования: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изм. от 28.10.2015). Интернет-адреса: http://www.fgosreestr.ru./; http://edu.crowdexpert.ru/ • Примерная программа по Обществознанию http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/Обществознание.pdf • Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год (Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253) - http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4136/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3091/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20253%20%D0%BE%D1%82%2031.03.2014%20%D0%B3..pdf;

 ● Приказ Минобрнауки РФ № 1677 от 29 декабря 2016 года «О внесении изменений, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 г. № 253» - http://shekinskay.ucoz.net/OVS/prikkaz_576_uchebniki_2.pdf ; Материалы по УМК:

 - издательство «Просвещение» (http://prosv.ru/
 - издательство «Дрофа» (http://drofa.ru/
 - издательство «Русское слово» (htth://History_rus.php.

. Интернет – ресурсы: http://edu. www.fgosreestr.ru http://минобрнауки.ру/документы/3483

2. О преподавании учебного предмета «Обществознание»

Учебный предмет «Обществознание» выполняет функцию интеграций знаний о человеке и обществе, получаемых в разных учебных предметах, а также осуществляет межпредметные связи с другими предметами социально – гуманитарной направленности (история, литература, ОРКСЭ) и с реализуемой в образовательной организации программой воспитания и социализации. Изучение обществознания в основной школе опирается на курс начальной школы «Окружающий мир». В 2017 - 2018 учебном году возможны изменения в количестве часов, выделяемых на преподавание предмета «Обществознание». Ранее учебный план основного общего образования (5 - 9 кассы.) предполагал обязательное изучение обществознания с 5 по 9 класс (федеральный и региональный компонент). В настоящее время варианты учебного плана Примерной ОП ООО предполагают изучение данного предмета с 6 класса. Тем не менее, образовательные организации имеют право самостоятельно определять часть учебного плана, и, следовательно, начинать изучение курса обществознания с 5 класса. Существенными аргументами для изучения курса обществознания с 5 класса являются следующие факты: - в настоящее время все авторские УМК рассчитаны на изучение обществознания с 5 класса; - преподавание обществознания реализует ключевые цели ФГОС, связанные с формированием гражданской идентичности, воспитанием патриотизма, гражданственности, правовой культуры и т.д. обучающихся; - ежегодно - высокая степень востребованности обществознания при прохождении государственной итоговой аттестации. В случае, если образовательная организация не найдет возможностей сохранения 1 ч. на изучение курса в 5 классе, необходимо учитывать следующее: к изучению - содержательные единицы курса обществознания 5 класса обязательны в соответствии с Примерной программой, т.е. данные темы должны быть пройдены в любом случае; - учебников по ФГОС, реализующих в полном объёме программу курса с 6 класса, на данный момент не существует, равно как и авторских, и рабочих программ. Таким образом, ответственность за корректировку программ и подбор учебного материала, гарантирующего 100 % реализацию содержательной части программы предмета «Обществознание», лежит на образовательной организации. Модуль «Основы православной культуры» больше в рамках учебного предмета «обществознание» не изучается. Для записи в классных журналах при преподавании обществознания в 8 - 9 классах сохраняется название предмета «Обществознание (включая экономику и право)» (при работе в соответствии с ФК ГОС). Отметки с 5 по 9 классы выставляются по четвертям.

Структура преподавания обществознания в основной школе. В 5 - 9 классах основной общеобразовательной школы рекомендуется преподавание обществознания по следующей структуре:

КЛАСС ПРЕДМЕТ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 5 Обществознание * (с 2014 - 2015 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) 34 6 Обществознание * (с 2015 - 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) 34 7 Обществознание * (с 2016 - 2017 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО) 34 8 Обществознание (включая экономику и право) 34 9 Обществознание (включая экономику и право) 34

  • В соответствии с БУП ФГОС основного общего образования, название предмета в 5 - 7 классах, занимающихся по программам ФГОС второго поколения, —«Обществознание».
   В старшей школе обществознание изучается как на базовом, так и на профильном уровнях. Обращаем внимание, что на профильном уровне  наряду с учебным предметом обществознание обязательно изучаются учебные курсы «Право» и «Экономика».
  Обращаем внимание на то, что в Федеральном перечне  2014 года отсутствуют учебники обществознания  (профильный уровень).  Рекомендуется в профильных классах использовать учебники из Федерального перечня  2013 – 2014 учебного года, приобретенные до вступления в силу приказа об утверждении Федерального  перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год	 утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года	  до их полного износа.

На базовом уровне в 10-11 классах возможны два варианта записи в журналах: - в случае, если обществознание преподается в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю), в журналах записывается название «Обществознание (включая экономику и право)». - в случае если обществознание преподается в объёме 34 часа в год, параллельно должно быть выделено ещё не менее 34 часов в год на преподавание предметов «Экономика» (17 ч.) и «Право» (17 ч.), в журнале записываются следующие названия предметов: «Обществознание», «Экономика», «Право». Разделы «Экономика» и «Право» не являются взаимозаменяемыми, каждый представляет часть федерального компонента. На профильном уровне в журналах записывается предмет «Обществознание», отдельно записываются предметы «Экономика» и «Право». Отметки в 10 - 11 классах выставляются по полугодиям.

Структура преподавания обществознания в средней школе (базовый уровень). В 10 - 11 классах базового уровня обучения рекомендуется преподавание обществознания по следующим вариантам: Вариант 1 КЛАСС ПРЕДМЕТ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 10 Обществознание (включая экономику и право) 68 11 Обществознание (включая экономику и право) 68

Вариант 2 КЛАСС ПРЕДМЕТ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 10 Обществознание 34 10 Право 17 10 Экономика 17 11 Обществознание 34 11 Право 17 11 Экономика 17

Структура преподавания обществознания в средней школе (углубленный (профильный) уровень)

В 10 - 11 классах профильного (социально-экономического, социально-гуманитарного) уровня рекомендуется преподавание обществознания по следующей структуре: КЛАСС ПРЕДМЕТ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 10 Обществознание 102 11 Обществознание 102

Данные профили предполагают выделение дополнительных часов на изучение предметов «Экономика» и «Право» (см. Федеральный БУП и Примерные учебные программы, 2004 г.).

Необходимо обратить внимание педагогов на следующие вопросы: 1) Наличие рабочих программ необходимо не только при преподавании по ФГОС ООО, но и в классах, занимающихся по ФК ГОС (2004). Данные рабочие программы будут иметь отличия. 2) При составлении рабочей программы (в том числе календарно-тематического планирования) необходимо руководствоваться нормативными актами образовательного учреждения, в частности, локальным актом о рабочих программах; 3) При переходе на программы ФГОС предполагается новый формат тематического планирования и результатов образования в рабочих программах в соответствии с ФГОС ООО. В остальном ничего принципиально нового в рабочих программах нет. В соответствии с редакцией от 31.12.2015 г. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" может быть изменена структура рабочих программ учебных предметов. В п. 18.2.2. говорится: «Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы». Рабочие программы, разработанные ранее в соответствии с ФГОС и содержащие большее число пунктов, не противоречат данным требованиям, потому могут использоваться в образовательном процессе. Кроме того, обращаем внимание, что требования к структуре рабочей программы, используемой к определенной образовательной организации, закреплены в соответствующем локальном акте данной организации, потому педагог при составлении рабочей программы должен ориентироваться в первую очередь на данный локальный акт.

4. Об итоговой аттестации выпускников 9 (ОГЭ) и 11 классов (ЕГЭ). При планировании подготовки выпускников 9 и 11 классов к ГИА рекомендуем ознакомиться с результатами и анализом ОГЭ и ЕГЭ прошедшего года на сайте ГБУ «Ленинградский региональный центр Единого государственного экзамена (ege47@mail.ru), а также в ежегодном Сборнике методических и аналитических материалов по результатам ОГЭ и ЕГЭ Ленинградской области. Нормативно – правовое обеспечение и материалы для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). На сайте ФИПИ существует Открытый банк заданий по предметам (ОГЭ и ЕГЭ), а в перспективе к началу учебного года будут опубликованы проекты КИМов на 2018 год. Существенных изменений содержания, структуры и формата КИМ ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию пока нет. Для оптимизации информационного обеспечения содержательного и методического сопровождения преподавания обществознания используются возможности социальных сетей: https://vk.com/obshcafedra Обращаем внимание на возможные изменения содержания, структуры и формата КИМ ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, с которыми необходимо своевременно ознакомить выпускников.

5. Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности по обществознанию.

       Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно–урочной, и направленную на достижение планируемых

результатов освоения основных образовательных программ основного обще- го образования.

     Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Она реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (п.14 ФГОС ООО). Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
  Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
   

6. Работа с одарёнными детьми.

  Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа» является поддержка талантливых детей. В этой связи предлагаем учителям обществознания акцентировать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах обществоведческой направленности; способствовать популяризации необходимости углубленного обществоведческого образования; формировать мотивацию к осознанному выбору профессии, связанной с обществознанием как научной или учебной дисциплиной.
  При работе с одаренными детьми необходимо обратить внимание на следующее:

1) проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся; 2) диагностика школьников по определению глубины знаний, широты предметной направленности и интересов; 3) выявление способных учащихся и вовлечение их в проектную, научно-исследовательскую деятельность; 4) организация работы учащихся в рамках НОУ. Выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника; 5) работа учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей.

  Работа с одарёнными детьми требует от учителя профессиональной мобильности, готовности к реализации междисциплинарных связей, формирования у школьников метапредметных компетенций. Ориентация на формирование личности ученика, развитие его творческих способностей нацеливают учителя на то, чтобы он сам осознавал необходимость постоянного саморазвития и творческого поиска.

7. О перспективах развития школьного обществоведческого образования в РФ.

В связи с тем, что вторая Концепция преподавания обществознания в РФ была подвергнута резкой критике, в марте 2017 года началась работа над третьей Концепцией преподавания обществознания. В ней указано, что обществознание остается обязательным предметом с 6 по 11 класс (это потребует корректировки ФГОС). Курс будет концентрическим (первый концентр – 6 – 9 классы, второй – 1- - 11 классы). В 10 – 11 классах преподавание обществознания будет вестись на базовом и профильном уровнях. Содержание будет прорабатываться на уровне примерной программы ООП. ЕГЭ по предмету остается экзаменом по выбору. Будет разработан план внедрения Концепции, в который войдет и переподготовка учителей. Содержание курса в 6 классе должно носить пропедевтический характер. В 7 – 9 классах – последовательное развертывание тем, отражающих основные сферы общественной жизни. Предполагается, что на базовом уровне (10 – 11 класс) в курсе 10 класса будут рассматриваться три модуля – человек и духовная культура, общество и социальные отношения, экономическая жизнь общества. В 11 классе будет комплексно представлена политико – правовая сфера общественной жизни, а также проблемы современного общества. На углубленном уровне (10 – 11 класс) курс обществознания будет включать расширенные модули по основам социальных и гуманитарных наук. В связи с этим будет разработана организационно – методическая модель внедрения Концепции, будет проведено профессиональное и общественное обсуждение, разработаны требования к уровню компетенций учителя – предметника для обеспечения эффективности и качества обучения предмету, сделана карта компетенций.

Составитель Задоя Лариса