Сегодня 21 сентября 2017 года, Четверг

Начало  >  Публикации  >  Методика преподавания

О преподавании учебного предмета «Экономика» в 2017/2018 учебном году

31/08/2017 | Задоя Лариса Алексеевна
Кафедра истории и социальных дисциплин

Преподавание экономики в школе направлено на изучение экономической сферы жизнедеятельности общества, понимание сущности экономических ин-ститутов, их роли в социально-экономическом развитии, формирование грамотного экономического мышления, умения принимать рациональные решения. В современных условиях экономики рыночного типа явно ощущается острая потребность в совершенствовании экономического образования, мышления, культуры и экономической грамотности учащихся. Экономическое образование в разных формах охватывает все ступени об-щего образования. Образовательным учреждениям в образовательной программе следует учесть изменение места учебного предмета «Экономика» в содержании общего образования: экономические знания более широко представлены в основной и старшей школе, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков обучающихся в условиях развивающейся рыночной экономики.

НОРМАТИВНЫК ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА».

 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необхо¬димо хорошо знать основные понятия, положения федеральных законодательных ак¬тов и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Фе¬дерации от 26.08.2010 г. № 761н) и Профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н). В связи с этим, при разработке программы по предмету учителю необходимо руководствоваться нормативными документами федерального и регионального уровней. Кроме того, в практической деятельности це¬лесообразно использовать методические рекомендации.

В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ленин-градской области реализуются: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы); Федеральный государственный образовательный стандарт основного об-щего образования (5 классы, 6-9 классы (введение ФГОС основного общего об-разования в пилотном режиме)); Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (6-9, 10-11 классы). Содержание экономического образования может быть реализовано через: 1) Введение учебного курса или курса внеурочной деятельности по экономике в классах, реализующих ФГОС основного общего образования; 2) Введение учебного предмета «Экономика» в классах, реализующих Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Преподавание предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих мето¬дических рекомендаций. При работе с нормативными документами рекомендуется использовать официальные сайты «Консультант» или «Гарант», а также сайт Министерства образования и науки РФ. Названия сайтов, на которых расположены необходимые документы можно найти в указанном ниже перечне. Нормативные документы (общие, для реализации Федерального государственного образовательного стан¬дарта общего образования и Федерального компонента государственного обра¬зовательного стандарта)

Федеральное законодательство

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.204г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576 от 28.12.2015г, № 1529, от 26.01.2016г. №38) 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550). 5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993). 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2009г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образователь¬ные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987). 8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в име¬ющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образователь¬ные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккре¬дитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047». 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2016 г. № 1677«О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккре¬дитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253». 12. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования об-разовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012г. № 23251). 13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образователь¬ного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении феде¬рального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года). 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480). 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистриро¬вано в Минюсте РФ 9 февраля 2015 г. Регистрационный № 35953 (с 23.02.2015 года). 5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010.

 3.	Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/

1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089); 2. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263; 3. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (до-пущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755. Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) определяется следующими документами: 4. «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы» (Постановление правительства Российской Федераций от 07.09.2010 г, № 1507-р). 5. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986); 6. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897). 7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413). 8. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. №03-255). Для информационной и методической поддержки модернизации экономического образования создан и функционирует сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещения (http://www.mccme.ru/edu); консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www. apkpro.ru/). Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации экономического образования рекомендуется использовать информационно» методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www.window.edu.ru).

Особенности преподавания экономики в соответствии с требованиями ФК ГOC общего образования

В основной школе преподавание экономического блока включается в состав интегрированного учебного предмета «Обществознание». За счет часов школьного компонента возможно выделение данного содержания в отдельный курс «Экономика». В основной школе значительно расширена экономическая составляющая курса «Обществознание» за счет таких тем содержания как: домашнее хозяйство, семейная экономика, человек в системе экономических отношений. С деятельностью фирм, рынков и государства учащиеся знакомятся с позиций жизненных потребностей человека в экономических знаниях и умениях. На ступени среднего (полного) общего образования учебный предмет «Экономика» представлен на двух уровнях – базовом и профильном. В старшей школе изучение экономики на базовом уровне возможно в рамках интегрированного курса «Обществознание» и в качестве самостоятельного предмета (из расчета 35 часов в X или XI классах). В качестве самостоятельного учебный предмет «Экономика» включен в социально-экономический профиль (140 часов – по 2 часа в неделю в X и XI классах). Профильный уровень закладывает основу теоретических знаний и знакомит с прикладными экономическими дисциплинами, включая маркетинг и менеджмент; готовить выпускников к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального обучения. Особенностью преподавания экономики является направленность на раз-витие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения. В старшей школе базовый курс экономики ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают. Требования к уровню подготовки выпускников профильного уровня предполагают умение самостоятельно использовать основы экономического анализа. В рамках реализации национально-регионального компонента содержание экономического компонента рекомендуется дополнять информационным материалом о экономике Ямало-Ненецкого автономного округа. Экономическая проблематика в основной и старшей школах может изу-чаться в составе обязательных курсов по выбору учащихся или элективных курсов, на которые выделяются часы компонента образовательного учреждения. Рекомендуется обратить внимание на внедрение новых элективных курсов для предпрофильной подготовки в 8-9 классах: «Бизнес и экономика» И.В. Липсиц, «Моя фирма» Н.М. Розанова, «Банк: от клиента до президента» Н.М. Розанова, «Менеджмент» С.В. Федин, «Азбука потребителя» В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, «Маркетинг» С.Н. Гудырин, А.Н. Гудырина, «Страхование. Твой правильный выбор» А.П. Архипов. В качестве элективных профильных курсов можно использовать: «Основы менеджмента» С.Н. Гудырин, «Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко, «Азбука страхования» А.П. Архипов, «Основы потребительской культуры» В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, «Налоги России» А.П. Балакина и др.

Особенности преподавания экономики в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

В соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства от 7 сентября 2010 года, с 1 сентября 2012 года все российские школы по мере их готовности могут осуществлять переход на ФГОС основного общего образования. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущие варианты аналогичных документов являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилась методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. В тоже время изменилась и структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность следующих требований: 1) к структуре основной образовательной программы; 2) к условиям реализации основной образовательной программы; 3) к результатам освоения основной образовательной программы. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Особенно важно отметить две черты новых ФГОС. Первая – гуманистический подход в них преобладает над технократическим подходом. Вторая – сохранена традиционная для школы ориентация на фундамен-тальные научные знания. Об этом свидетельствует опора на специально разработанное для каждого предмета «фундаментальное ядро», которое позволит будущим выпускникам школы овладевать высоконаучными инновационными технологиями. При освоении экономического содержания стандарта по обществознанию в основной школе необходимо уделить особое внимание формированию у обу-чающихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества. В соответствии с Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения («Просвещение», 2011) на ступени общего образования выделяются следующие результаты по содержательным линиям «Мир экономики» и «Человек в экономических отношениях» курса обществознание: «Мир экономики» Выпускник научится: – понимать и правильно использовать основные экономические термины;  распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;  объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;  характеризовать функции денег в экономике;  анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;  получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;  формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся от-дельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться:  оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;  анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;  выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, свя-занных с описанием состояния российской экономики. «Человек в экономических отношениях»

Выпускник научится:  распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы. и экономические явления, сравнивать их;  характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участ-ников экономической деятельности;  применять полученные знания для характеристики экономики семьи;  использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;  получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;  формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся от-дельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться:  наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;  характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;  анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;  решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;  выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, свя-занных с описанием состояния российской экономики.

Рекомендации по составлению рабочих программ с учетом требований ФК ГОС общего образования.

В соответствии со статьей 12 (п. 5) Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-РФ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Порядок согласования и утверждения рабочих программ по предметам определяется локальными нормативными актами общеобразовательной организации. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательной организации. По своей структуре и содержанию рабочая программа представляет собой документ, составленный с учетом:  требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;  обязательного минимума содержания образования по учебному предмету;  максимального объема учебного материала для учащихся;  требований к уровню подготовки выпускников;  объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;  познавательных интересов учащихся;  целей и задач образовательной программы школы;  выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения: Ориентиром для составления вариативных (авторских), рабочих учебных программ является Примерная программа. Авторы учебников и методических пособий, учителя экономики могут предложить собственный подход к структу-рированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. На основе федерального компонента государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования (2004 г.) были разработаны:  Примерная программа основного общего образования по обществознанию;  Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень);  Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень), Стандарты и примерные программы были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:  Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Р. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.  Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. -256 с. Авторскими коллективами российских издательств на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования и примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по обществознанию:  Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И. Мишин, JI.H. Поташева. – М.: Вита-пресс, 2011.-240с. При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных программ, соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс - на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах - на ступени среднего (полного) общего образования. В рабочей программе необходимо предусмотреть изучение регионально- национального компонента содержания образования в объеме 20 часов. Pекомендована следующая примерная структура рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей):  титульный лист;  пояснительная записка;  содержание программы учебного курса;  учебно-тематический план;  календарно-тематическое планирование;  требования к уровню подготовки учащихся;  характеристика контрольно-измерительных материалов;  учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой лите-ратуры (основной и дополнительной) для учителя и учащихся. Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер. Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразова-тель¬ной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность Программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной Программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения Рабочей про¬граммы учебного предмета, курса. В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается, какая примерная (ав¬торская) программа послужила основанием для разработки программы учебного предмета, курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей континген¬та учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей образова¬тельного учреждения, а также требования к уровню подготовки учащихся с учётом внесённых изменений. Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся. Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается ка-лен¬дарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока, коррек¬тировка. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, который позволит обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по экономике

Особую важность в обучении экономике приобретает изменение системы оценивания учебных достижений учащихся. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется, что предметом оценивания становится экономическая компетентность, т.е. определенные умения и навыки. В экономическом образовании очевидной является необходимость комплексного подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выявление, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. Критериями оценивания достижений учащихся в изучении экономики являются: объективность, адекват-ность, значимость, открытость, доступность. Анализ проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме показывает сохраняющиеся на протяжении ряда лет пробелы в знаниях выпускников по экономическим вопросам курса обществознания основной школы, например, «Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов», «Рынок и рыночный механизм», «Деньги», «Заработная плата и стимулирование труда». В целях совершенствования преподавания обществознания (включая эко-номику) и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:  применять современные активные и интерактивные методики, с тем, чтобы способствовать развитию познавательных интересов учащихся, критическому мышлению в процессе восприятия социальной (в том числе экономической) ин-формации, определению собственной позиции, способностей к самоопределению и самореализации учащихся;  обратить внимание на формирование умения мысленно моделировать типичные социальные ситуации; установление связей между теоретическими положениями курса и иллюстрирующими их конкретными примерами; на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста или диаграммы (таблицы);  организация специальной работы при обучении обществознанию (праву) в основной школе с фрагментами текстов;  как и в прошлые годы, необходимо уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни;  совершенствовать практику организации предэкзаменационного повторения, актуализируя знания школьников на более сложных элементах содержания (экономика);  совершенствовать технологию проверки уровня подготовки с применением стандартизированных форм при промежуточной аттестации, итоговом тематическом контроле с учётом содержания, видов учебной деятельности, направленных на усиление компетентностного подхода в обучении; проводить поэлементный анализ проверочных работ по предложенным критериям оценивания. Особое внимание необходимо обратить на изменения в едином государственном экзамене по обществознанию, прежде всего, в Кодификаторе, связанные с введением новых содержательных единиц, на основе стандартов 2004 года, расширением проверяемых элементов по содержательной линии «Экономика». При подготовке к ЕГЭ по обществознанию рекомендуется использовать пособие Лавренова Е.Б. «Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ» – М.: Вита-Пресс, 2011. Значимой целью ЕГЭ по обществознанию является обратное позитивное воздействие экзамена на практику обучения. Обращаем внимание, что разрабо-танные специально для всестороннего и стандартизированного контроля модели заданий ЕГЭ могут широко использоваться в рамках учебного процесса при этом не только в контрольной, но и в обучающей функции. Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию за последние годы показывает определенную фрагментарность знаний части выпускников, отсутствие понимания связей между явлениями и процессами общественной жизни в различных ее сферах, отсутствие целостных представлений по ряду центральных обществоведческих вопросов. При этом в экономических вопросах затруднения, как правило, вызывает конкретизация экономических систем, рыночных структур, бюджетной и налоговой систем государства, государственной экономической политики. В целях совершенствования преподавания обществознания (включая эко-номику) и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:  изучить и проанализировать результаты ЕГЭ и определить актуальные про-блемы повышения качества преподавания учебного предмета «Обществознание» и уровня подготовки учащихся к ЕГЭ как форме государственной (итоговой) аттестации;  организовать ознакомление выпускников с демоверсией ЕГЭ по обществознанию 2016 г. в начале учебного года (см. на сайте ФИПИ). Довести до сведения выпускников критерии оценивания всех заданий части С. Объяснить особенности оценивания заданий С 9, т.к. при их проверке используются общие подходы, независимо от того, по какой теме выпускники написали эссе.  осуществить отбор содержания учебного материала, предлагаемого для тематического обобщения, повторения и контроля на основе Кодификатора элементов содержания, использовать типологию заданий ЕГЭ и критерии их оценивания.  организовать в 11 классе повторение учебного материала блока-модуля «Экономика». Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать обучающимся можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). Особую важность в оценке качества подготовки учащихся по экономике сегодня имеют не только знания и умения, но и оценка готовности применить их на практике. Учитель должен использовать разнообразные, по возможности оптимальные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Основными их формами являются: тестирование (нацелено в основном на выявление знаниевого компонента); задания-задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации (готовность учащихся применять знания на практике); задания, предполагающие выбор той или иной модели поведения, применение навыков аналитического мышления (эссе на экономическую тему). В современной образовательной среде резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать новые технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса и комплексный подход к оцениванию результатов (обучение в сотрудничестве (Cooperative learning), метод анализа конкретных ситуаций (Case-studies), метод проектов, «портфолио ученика»). Образовательным организациям, в которых преподаётся экономика в качестве самостоятельного предмета, в основной и старшей (полной) школе (базовый или профильный уровень), рекомендуется проведение экзамена по выбору для учащихся 9 и 11 классов (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №01-66/07-01 от 10 февраля 2006 года). Формы проведения экзаменов регламентируются Положением об итоговой аттестации. Примерные комплекты билетов по экономике для итоговой аттестации за курс общеобразовательной школы, (журнал «Вестник образования» март 2005 г.), Примерный комплект билетов: по экономике для итоговой аттестации за курс полной (средней) школы в профильных учебных учреждениях (журнал «Вестник образования» март 2006г.). Экзаменационные билеты по экономике (с ответами), опубликованы в журнале «Экономика в школе» № 1, 2007 г.

Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности

 по экономике

Методологической основой разработки и реализации федерального госу-дарственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспита-тельного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В соответствии с концепцией ФГОС (п. 14 ФГОС ООО) – внеурочная дея-тельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования. Реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, профессиональная ориентация, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни, Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Организационным' механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности как рекомендуемый структурный компонент организационного раздела ООП ООО. План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов (1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ). Например: «Формирование учебно-исследовательской культуры в процессе образования по обществознанию», «Развитие ИКТ-компетентности», «Смысловое чтение как основа исторического образования». Для реализации плана внеурочной деятельности педагогами разрабатываются программы курсов внеурочной деятельности. Эти программы являются обязательным компонентом раздела «Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности» и входят, таким образом, в ООП ООО. При разработке программ курсов внеурочной деятельности необходимо учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2.ФГОС С(П)О, а при выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать Методические рекомендации по внеурочной деятельности Издательства «Просвещение», (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622). В соответствии с концепцией ФГОС, на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эф-фекты, производимые образованием – эффекты консолидации общества и фор-мирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, нацио-нальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической на-пряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями. Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Важную роль при освоении экономических знаний имеет, содержание внеурочной деятельности, включающее такие направления, как: участие в различных конкурсах, экономических олимпиадах, социальном проектировании. В рамках реализации Концепции общенациональной системы по поиску и развитию молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года № Пр-827, общеобразовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, с целью обеспечения поддержки одаренных и перспективных детей, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по экономике позволяет стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, содействует выявлению школьников, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений по экономике, создает льготные условия поступления в высшие учебные заведения. При подготовке к олимпиадам рекомендуется использовать обновленные учебно-методические комплексы по экономике, предметные журналы «Экономика в школе», «Экономика. Вопросы школьного экономического образования», методическое пособие Федерального агентства по образованию «Всероссийская олимпиада школьников по экономике в 2006 году» – М., АПКиППРО, 2006.

Обзор действующих учебно-методических комплектов по экономике

В соответствии с частью (пунктом) 4 статьи 18 Федерального закона от 29 де¬кабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную ак¬кредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образо¬вательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомен¬дованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего об¬щего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Порядок формирования федеральных перечней учебников изменен с 1 сентября 2013 года (утверждён приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

 

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (далее - Порядок). В соответствии с утвержденным Порядком федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России не реже 1 раза в три года. Помимо учебников в образовательной деятельности, могут использоваться учебные пособия, изданные в организациях, которые включены в перечень организаций, осуществляю¬щих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образова¬тельном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих обра¬зовательные программы общего образования образовательных учреждениях (утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 и от 16 ян¬варя 2012 г. № 16). Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067 (Письмо департамента государственной политики в сфере об¬щего образования). Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа. Наряду с учебниками в общеобразовательной деятельности могут исполь-зоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Полный перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" с изменениями и дополнениями от: 13 января 2011 г. и 16 января 2012 г. представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/197289. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Фе¬дерации 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, ре¬комендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккреди¬тацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее «Федеральный перечень учебников») рекомендуется об¬разовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования учебники, находящиеся в библиотечном фонде, и приобретенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 использовать до их физического износа (до 5 лет). Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при ре¬ализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования включает в себя три части: 1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обяза-тельной части основной образовательной программы. 2. Учебники, учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. 3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенно¬стей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение обра¬зования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Экономика» в 2014-2015 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в «Федеральный перечень учебников» и представленные в таблице 1. В настоящий период учитель экономики обеспечен целостной системой учебно-методических комплектов по экономике для основной и средней (пол-ной) школы. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники завершенных предметных линий. В этом перечне выделены разделы, включающие учебники, соответствующие ФГОС среднего (полного) общего образования (таблица 3) и учебники, соответствующие ФК ГОС основного общего (таблица 1) и среднего (полного) общего образования (таблица 2). В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

Таблица 1 Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством обра-зования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в обще-образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год

        Таблица 2

Основное среднее (полное) общее образование Учебники, содержание которых соответствует ФК ГOC Обществознание № п/п Авторы, название учебника Класс Издательство 2437 Автономов B.C. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВИТА-ПРЕСС 2438 Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В. 10-11 Интеллект-Центр и др. Экономика (базовый уровень) 2439 Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др. / Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень) 10-11 ВИТА-ПРЕСС 2440 Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С. / Под ред. Кайзера Ф.И. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВИТА-ПРЕСС 2441 Киреев А.П. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВИТА-ПРЕСС 2442 Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВЕНТАНА-ГРАФ 2443 Линьков A.Я., Иванов С.И., Скляр М.А. / Под ред. Линькова А.Я. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВИТА-ПРЕСС 2444 Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВИТА-ПРЕСС 2445 Хасбулатов Р.И. Экономика (профильный уровень) 10 Дрофа 2446 Хасбулатов Р.И. Экономика (профильный уровень) 11 Дрофа

Таблица 3 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год Основное среднее (полное) общее образование Учебники, содержание которых соответствует ФГОС Обществознание № п/п Авторы название учебника Класс Издательство 2100 Хасбулатов Р.И. Экономика (базовый и уг-лубленный уровни) 10 Дрофа 2101 Хасбулатов Р.И. Экономика (базовый и уг-лубленный уровни) 11 Дрофа 2102 Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 ВЕНТАНА-ГРАФ

Учителю экономики рекомендуем обратить внимание на первый отече-ственный интерактивный мультимедийный интернет-учебник по экономике А.П. Киреева, к учебнику прилагается диск CD-ROM, Универсальная рабочая тетрадь по экономике (Пособие для учителя, ответы, решения и комментарии к универсальной рабочей тетради по экономике). Новым является учебник издательства «Вентана-Граф» под редакцией Королевой Г.Э. Экономика. 10 – 11 классы теоретический материал, которого охватывает экономические понятия курса экономика (базового уровня), систематизирует их состав и взаимосвязи. Курс экономики для 10–11 классов нацелен на выработку практических умений и навыков старшеклассников в работе с экономической информацией; активизацию творческой деятельности учащихся в процессе изучения экономических проблем, развитие инициативности учащихся, самостоятельности принятия решений, умения работать в команде. Изучение экономики является составной частью теоретической и практической подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию. Программа базового курса экономики адресована учителям школ, гимназий, колледжей, преподающим курс экономики на общеобразовательном уровне. Использование материалов учебно-методического комплекта по эконо-мике, созданного специалистами двух научных организаций – РАО и РАН, имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению со сложившейся в настоящее время практикой проведения уроков экономики в общеобразовательной школе. Так, главная особенность настоящего УМК – широкое применение на-глядных пособий. В основу комплекта положены простые логические схемы, обращение к которым обеспечит: 1) системный подход к изучению экономических понятий, целостное пред-ставление о структуре экономических знаний; 2) легкое и точное восприятие содержания учебного курса; 3) существенное сокращение количества ошибок в работах учеников; 4) эффективное использование учебного времени на каждой стадии учебного процесса, от первичного ознакомления до подготовки к экзамену. В состав данного учебно-методического комплекта по экономике входят: 1. Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. Экономика. 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф». 2008. Теоретический материал охватывает основные экономические понятия базового курса экономики, систематизирует их состав и взаимосвязи. Основной текст иллюстрирован схемами, статистическими данными и диаграммами по экономике России. Учебник содержит тематические задания, итоговые тесты, тематический словарь экономических терминов, список рекомендованной литературы, интернет-ресурсы по экономике для старшеклассников. 2. Королева Г.Э. Экономика. 10-11 класс. Практикум. Часть 1, 2. – М.: «Вентана-Граф». 2010. Иллюстрированный опорный конспект по базовому курсу школьной экономики. Каждый раздел тетради содержит: краткое изложение теоретического материала, наглядные схемы, задания и тесты, тематические кроссворды. 3. Королева Г.Э. Раздаточные материалы по экономике. - М: «Вентана-Граф». 2010. Комплект схем формата А 4 адресован старшеклассникам, изучающим курс экономики на общеобразовательном уровне. Схемы иллюстрируют состав и взаимосвязи ключевых экономических понятий по 30 разделам. 4. Королева Г.Э.. Экономика в школе. Методическое пособие. - М: «Вента-на-Граф». 2010. Пособие для учителя экономики включает: описание учеб-но-методического комплекта по экономике, цели школьного экономического образования, тематическое планирование, поурочное планирование, порядок организации учебного процесса с использованием материалов учеб-но-методического комплекта, вопросы контроля и оценки знаний учащихся, элементы содержания экономического образования.

Подробная информация о современных УМК по Экономике (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp) 2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru) 3. Издательство «Дрофа» (http://server2.webisgroup.ru/drofa.ru) 4. Издательство «Вита-Пресс» (http://www.vita-press.ru/) Дополнительные материалы для подготовки к занятиям, организации самостоятельной работы учащихся, подготовки к олимпиаде можно бесплатно получить в Интернете: - Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике для преподавателей (адрес в Интернете - http://www.hse.ru/inter/cher.zip). - Липсиц И. В. Книга для чтения по экономике для учащихся 9 класса общеобразовательной школы (адрес в Интернете - http://www.hse.ru/inter/lips_book.zip). - Липсиц И.В. Хрестоматия по экономике для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (адрес в Интернете - http://www.hse.ru/inter/lips_chr.zip). В качестве вспомогательных материалов при подготовке можно воспользоваться следующими учебниками и учебными пособиями: - «Экономика и право» на CD-ROM, под редакцией B.C. Автономова. - «Микроэкономика в контексте» Н. Р. Гудвин, Т. Э. Вайскопф, Ф. Аккерман, О.И. Ананьина – М.:РГГУ, 2002. - «Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий» под ред. В.С. Автономова и Т.П. Субботиной - СПб. Экономическая школа, 1999. - Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики Мицкевич А.А. – В 3-х книгах. Кн. 1. Задачник по микроэкономике с решениями. – М.: Вита-Пресс, 2001. Особое значение в изучении экономики имеет привлечение материалов периодической печати из журналов «Вопросы экономики», «Вопросы школьного экономического образования», а также использование статистических данных из официальных статистических сборников: «Российский статистический ежегодник», и «Россия в цифрах». Для более эффективной организации экономического образования, при-влечения дополнительных материалов к занятиям учителю экономики рекомендуется использовать современные Интернет-ресурсы, например: - http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/215818.html Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент" – государственный информационный ресурс, созданный по заказу Министерства образования Российской Федерации. Задачами портала являются: обеспечение широкого и качественного доступа к имеющимся образовательным продуктам по экономике; стимулирование процесса создания инновационных образовательных продуктов; продвижение модельных форм организации образовательного процесса; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. - http://50.economicus.ru/ Раздел сайта "50 лекций по микроэкономике" – наиболее полное собрание лекций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами. "Мир и Россия" – интересное пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах. - http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистическая информация по вопросам социально-экономического, демографического развития России, ее регионов, отраслей и секторов экономики. - http://schools.keldysh.ru/economioo/ Материалы сайта посвящены экономическому образованию в школе, методике преподавания, включают описание учебно-методической литературы, а также содержат нормативную документацию для учителей экономики. - http://econ.rusolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по экономике. - http://www.websib.ru/noos/economy/ Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети. Сайт, адресованный в первую очередь учителям, преподающим экономику и право в школе. - http://www.cemi.rssi.ru/есr/ Экономическая наука современной России. Журнал освещает проблемы общей концепции перспектив социально-экономического развития России, включая вопросы микро- и макроэкономики, финансовых и товарных рынков, занятости, развития отраслей экономики страны, регионального развития и федерализма, мировой экономики и международных экономических отношений. В 2017/2018 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей обществознания и экономики рекомендуется: - спланировать систему работы по освоению концептуальных основ ФГОС ос-новного общего образования, принять участие в общественно-государственной экспертизе ФГОС среднего (полного) общего образования с целью перехода на новые требования; - в рамках разработки рабочих учебных программ провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематических планов на соответствие указанным в настоящем письме требованиям, обратив особое внимание на разделы; - провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий экономического образования и практикумы по использованию современных педагогических технологий; - проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по обществознанию и экономике в 2017г., сравнить их с результатами 2005 – 2016 гг. и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по пред мету. Составитель: Пашехонов А.В. старший преподаватель кафедры истории и социальных дисциплин ГАОУ ДПО «ЛОИРО»