Сегодня 20 августа 2019 года, Вторник

Начало  >  Публикации  >  Методика преподавания

"Обучение истории в 2018 - 2019 уч. г."

07/09/2018 | Задоя Лариса Алексеевна
Кафедра истории и социально-гуманитарных дисциплин

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2018/2019 учебном году. 1. Нормативные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по учебному предмету «История» 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 № 56-ФЗ).

 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (в ред.  Постановления Правительства РФ от 13.10. 2017  № 1245).
 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы».
 4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко-культурный стандарт) // http://school.historians.ru/wpcontent/uploads. 

5. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 07.06.2017 № 506) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».

 6. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74).  
 7. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577).
 8. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613).
 9. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 № 734). 

10. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. приказа Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629).

 11.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81). 

12. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 // Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosreestr.ru/reestr. 13. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-3) //Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosreestr.ru/reestr. 14. Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

 15.  Письмо Минобрнауки России от 14.04.2016 N 08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности». 

16. Письмо Минобрнауки России от 07.12.2016 N 08-2655 «О рассмотрении обращения на № 02-391 от 16 ноября 2016 г» (разъяснение Министерства образования и науки о переходе с концентрической системы преподавания истории на линейную).

 17.  Методические рекомендации ФГБУ ДПО АПКиППРО по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://www.apkpro.ru/217.html). 

18.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями). 19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 20. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 21. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 22. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (с изменениями и дополнениями). 23. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории /Программы образовательных учреждений по истории и обществознанию» 10-11 классы / под редакцией Л.А. Соколовой. – М.: Просвещение, 2011г. 24. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по организации элективных курсов». 25.Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart, http://school.historians.ru/wp-content/uploads ). 26.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

II. Особенности преподавания учебных предмета «История» в 2018/2019 учебном году. Концептуальные, методологические и методические основы преподавания истории Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах: • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств; • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества; • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально- гуманитарного цикла; • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

 Методической основой изучения курса истории в школе согласно Концепции является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) и обновление структуры школьного исторического образования определяются возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Историко-культурный стандарт содержит перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также «трудные вопросы истории». Основными концептуальными основами Историко-культурного стандарта являются культурно-антропологический, этнокультурный подходы, выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям, изменение роли учебника: учебник как навигатор. В 2018/2019 учебном году продолжается реализация Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт стал основой для создания Примерной программы по истории в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее – ФГОС ОО) и разработки контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по истории. Поэтому важно учитывать его концептуальные положения, структуру и содержание при создании рабочих программ по истории и для классов, в которых продолжается реализация федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС).

 В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории важной задачей курса истории является формирование мировоззрения учащихся.  Человеческое наполнение и измерение курса прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Формирование бережного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории.

II.I. Преподавание учебного предмета «История» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) основного общего образования. В 5-8 классах на изучение учебного предмета «История» в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования основного общего образования отводится по 2 часа в неделю вне зависимости от режима работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). В общеобразовательных организациях, реализующих в 9 классах ФГОС основного общего образования, при 5-дневной учебной неделе рекомендуется изучать историю в объеме 2-х часов в неделю, при 6-ти дневной учебной неделе – 3 часа в неделю.

 Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. В 5 классе изучается история древнего мира как часть всеобщей истории и модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности». 

История России, которая также является частью всеобщей истории, изучается системно на уровне основного общего образования с 6 по 9 класс. В 2018/2019 учебном году в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования продолжается поэтапный переход на линейный принцип преподавания истории России, заложенный в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко-культурный стандарт). В 5-8 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой основного общего образования. Рекомендуется завершить переход на линейный принцип преподавания к 1 сентября 2019 года (9 класс). Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с ФГОС общего образования, с учётом перехода на линейный принцип преподавания истории России, размещены на сайте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (http://www.apkpro.ru/217.html), а также на сайтах издательств, выпустивших учебники истории, рассчитанные на линейное изучение и включенные в федеральный перечень учебников При этом УМК по всеобщей истории используются прежние – подготовленные по концентрической системе преподавания. Подготовка новых учебников по всеобщей истории планируется на основе Концепции нового УМК по всеобщей истории.

  В 5–8 классах общеобразовательных организаций рекомендуется последовательное изучение курсов всеобщей истории и истории России.  Начиная с 9-го класса возможно синхронно-параллельное изучение данных курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.  Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры.  
 II.II. Преподавание учебного предмета «История» в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (далее – ФК ГОС).                                                          
 1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с.313-315 2 Приказ Минобрнауки РФ от 8.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253» 3 Проект концепции нового УМК по Всеобщей истории: http://school.historians.ru/?p=2513 

В 9 классах, завершающих реализацию программы по истории в соответствии с ФК ГОС, на изучение учебного предмета «История» отводится 3 часа в неделю: 2 часа по базисному учебному плану и 1 час из регионального компонента для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности,1 который рекомендуется использовать для преподавания краеведческого модуля, что также соответствует принципам Историко-культурного стандарта. В 10-11 классах продолжается изучение истории на основе концентрического подхода к структурированию содержания курса в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (далее – ФК ГОС). Учебный предмет «История» входит в инвариантную часть базисного учебного плана, изучается обязательно не менее 2-х часов в неделю (базовый уровень программы). В классах филологического профиля учебный предмет «История» является базовым, но на его изучение рекомендуется отводить 3 часа в неделю. История может являться профилирующим предметом в классах социально-гуманитарного (4 часа в неделю) профиля. Курсы истории России и всеобщей истории изучаются синхронно. Предполагается, что распределение часов по курсу «Всеобщая история» и «История России» на базовом уровне соотносится как 60/80 (на профильном уровне – 120/160) за 2 года обучения (10-11 класс).

 III. Рекомендации по проектированию и реализации рабочих программ учебных предметов «История» 

1. Особенности разработки рабочих программ по учебному предмету «История» Рабочая программа учебных предметов «История» и «Россия в мире» является структурным компонентом основных образовательных программ основного и среднего общего образования. Цель программы учебных предметов «История» и «Россия в мире» - обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного и среднего общего образования общеобразовательной организации. В задачи рабочих программ учебных предметов, курсов входят определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности общеобразовательной организации и контингента учащихся. При формировании рабочей программы по учебным предметам «История» и «Россия в мире» необходимо учитывать следующие рекомендации:

 Структура рабочей программы определяется требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937); Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40938): планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, содержание учебного предмета, курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
 2. Рабочая программа разрабатывается учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации для уровня основного и среднего общего образования в соответствии с положениями основных образовательных программ. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом.
 3. В условиях перехода на новую линейную структуру общего исторического образования в 2018/2019 учебном году необходимо уделить особое внимание синхронизации курсов всеобщей и отечественной истории, предусмотренные в предметных концепциях. 
 Разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации является компетенцией образовательной организации (п. 3.6 ст. 28)    ФЗ «Об образовании в РФ»), поэтому правом учителя истории и обществознания является участие в этом процессе, в том числе в части создания рабочих программ предметов, курсов и внеурочной деятельности с учетом Примерной ООП. Изучение  учебного предмета  «История»     должно быть основано на межпредметных связях с  учебными предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.  Структура рабочей программы, проектируемой в соответствии с ФГОС, должна отвечать требованиям, указанным в п. 18.2.2 ФГОС ООО в редакции  от 31.12.2015. При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения ООП основного общего образования образовательной организации, размещенной в реестре ООП (www.fgosreestr.ru).  При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на примерную схему распределения часов на курсы «Всеобщая история и История России», рекомендуемую Е.Е.Вяземским (См: Вяземский.Е. Е. Рекомендации по переходу на новую структуру исторического образования / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. - 2015.-№ 10, С. 3-11)/  Примерное распределение часов на изучение курсов «Всеобщая история» и «Истории России»  представлено в таблице 2.
 Таблица 2. Примерное распределение часов на изучение курсов  «Всеобщая история» и «Истории России» 

Класс Примерное количество часов Всеобщая история История России 5 66 2 6 28 40 7 28 40 8 28 40 9 28 40/74 5-дневная/6-дневная уч. неделя 10 28 40

Распределение часов возможно также в сторону еще большего увеличения учебного времени на отечественную историю, а именно: «Всеобщая история» - до 24 часов, «История России» - до 44 часов, при этом следует учитывать, что, согласно Примерной основной образовательной программе ООО (2015), Концепции нового УМК по отечественной истории (2014), в рамках курса истории России обязательно рекомендуется изучение региональной (локальной) истории. Данный учебный модуль может быть в объеме 6-8 часов учебного времени (в зависимости от особенности изучаемого исторического периода). IV. Рекомендации по изучению наиболее сложных тем учебных предметов «История»

 Результаты внешних процедур оценки качества школьного исторического образования ГИА, ВПР, региональные проверочные работы по истории и обществознанию выявили проблему недостаточного уровня сформированности у учащихся общеобразовательных организаций Ленинградской области предметных и метапредметных образовательных результатов: 

-на базовом уровне: определение термина по нескольким признакам; работа с исторической картой-схемой; поиск исторической информации в источниках разного типа; -на повышенном уровне: анализ иллюстративного материала; характеристика авторства, времени и обстоятельств создания документа (история);

 -на высоком уровне: умение использовать исторические сведения, факты социальной действительности, межпредметные связи для аргументации в ходе дискуссии. 

Основными проблемами исторического образования по итогам анализа результатов ГИА, всероссийских проверочных работ являются недостаточный уровень знания исторических деятелей в истории России и зарубежных стран, их роли в событиях (явлениях, процессах) российской истории; основных фактов, процессов, явлений истории культуры России. Недостаточно сформированы умения: анализировать иллюстративный материал и извлекать на основе этого необходимую информацию; строить причинно-следственные связи; работать с историческим документом при комплексном рассмотрении фактов, явлений, процессов определенного периода или эпохи; использовать историческую карту для анализа явлений и процессов и описания событий. Перечень «трудных вопросов» представлен в Историко - культурном стандарте. Краткий концептуальный обзор каждого исторического периода в данном документе позволит учителю реализовать требования проблемного изложения исторического материала. Именно поэтому Историко - культурный стандарт должен стать основой планирования при создании рабочей программы по истории учителей, даже не работающих по ФГОС общего образования. Однако при работе с Историко-культурным стандартом необходимо учитывать, что он является, по сути, перечнем основных элементов содержания (основных дат, событий, персоналий, исторических источников, терминов) и устанавливает общие подходы к изучению курса истории, но не заменяет учебника. Необходимо работу с картой, иллюстративным материалом, историческим документом сделать основой обучения истории. Анализ разнообразных документов, не только текстов (исторические источники для анализа представлены в Историко-культурном стандарте по каждому историческому периоду), но и иллюстраций, аудио- и видеоисточников по определенному алгоритму должен стать важнейшим принципом организации работы на уроках истории. Трудности в аргументации точки зрения на те или иные проблемы осмысления и интерпретирования исторических фактов связаны с отсутствием в школьных программах по истории историографической составляющей. Составление сравнительных историографических таблиц, где по определенным параметрам будут сопоставляться мнения и взгляды ученых на те или иные явления и процессы, может стать эффективным приемом и для формирования аналитических навыков, и для подготовки выпускников к выполнению заданий, выявляющего умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. В целях совершенствования преподавания учебного предмета «История» и повышения уровня подготовки выпускников рекомендуется: -осуществлять повторение в течение учебного года вопросов прошлых лет обучения, важных для лучшего усвоения курса;

 -проводить повторение курса истории на отдельных уроках в тематической связи с изучаемым новым материалом и на повторительно-обобщающих уроках по каждой большой теме в учебном году;
 -организовать предэкзаменационное повторение важнейших вопросов отечественной и зарубежной истории в конце заключительного года обучения;
 -отработать с участниками ГИА все типы заданий, в том числе, требующие умений работать с разными видами исторических источников, опираясь на открытый банк заданий; (следует подчеркнуть, что практическая работа на основе выполнения таких заданий должна стать органической частью учебной деятельности наряду с другими формами);
 -проводить тренировочные контрольные работы с использованием типовых вариантов заданий, выявляя и корректируя индивидуальные затруднения выпускников IX - XI классов. 

Формированию умения анализировать факты, явления, процессы будет способствовать обязательное создание проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания решение исторических и социальных проблем с помощью проектно-исследовательской деятельности (в том числе реализация мини-проектов в ходе урока). V. Рекомендации по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

  При разработке программ курсов внеурочной деятельности необходимо учитывать требования к их структуре, определенные ФГОС общего образования, а именно,  наличие в программе:  1) результатов освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержания курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематического планирования. 
 Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.  
 Основными этапами проектирования программ курсов внеурочной деятельности по предмету являются: 1. Обоснование актуальности курса на основе анализа нормативных документов, научно-методических материалов, социального заказа, рынка труда, профессиональных интересов учащихся. 2. Анализ возможностей реализации курса на основе анализа уровня требований к результатам обучения, образовательных программ и учебных планов. 3. Определение цели и дидактических задач курса. 4. Определение принципов отбора содержания курса и его осуществления на основе определения содержательных линий, инвариантной компоненты, принципов конструирования вариативных компонентов. 5. Планирование учебной проектной деятельности учащихся через отбор форм и методов, отбор форм контроля и самоконтроля, разработку информационного обеспечения курса. 6. Разработка вариантов планирования. Примерами отдельных курсов в 5-9 классах, направленных на организацию внеурочной деятельности учащихся, могут быть:  - по истории: «Школьный музей», «О чем говорят названия: топонимика родного края», «Юный следопыт: по страницам истории», «Основы современного искусства», «Источниковедение», социальный проект «Книга памяти» и другие.  

Актуальной формой работы для 10-11 классов являются научно – практические конференции и проектная деятельность. Могут быть реализованы программы внеурочной деятельности, направленные на успешную социализацию учащихся в будущей жизни («Основы делового общения», «Права человека», «Основы потребительской культуры») или, направленные на углубление и расширение предметного исторического или обществоведческого содержания образования («Дискуссионные вопросы отечественной истории», «История ХХ века в лицах», «Реформы и реформаторы XIX века», При реализации внеурочной деятельности по «Истории» следует также уделить внимание памятным датам: 1 декабря 2018 года – 165 лет победы русской эскадры под командованием Нахимова у мыса Синоп, 12 декабря 2018 года – 25 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации, 27 января 2019 года - 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. При проектировании образовательной деятельности по истории и обществознанию рекомендуем учесть календарь образовательных событий на 2018/2019 учебный год, в соответствии с которым в ноябре 2018 г. рекомендуется провести мероприятия, посвященные Дню народного единства и Международному дню толерантности, в декабре 2018 года - Дню Неизвестного Солдата и Дню Героев Отечества. 21 апреля 2019 года - День местного самоуправления, в рамках которого рекомендуется организовать экскурсии в муниципальные органы местного самоуправления или пригласить представителей советов депутатов, администраций городов и поселков и т.д. для проведения с учащимися «открытых уроков», «пресс-конференций», «общественных слушаний». ( Письмо Минобрнауки России от 20.04.2018 г. № ТС-1122/08 «О календаре образовательных событий». )

 VI.  Рекомендации по организации контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по   истории 
 При проектировании фондов оценочных средств по истории и обществознанию рекомендуем использовать интернет-порталы - источники оценочных материалов: 1. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Открытые банки заданий ОГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniyoge) и ЕГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege ).
 2. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: (http://fcior.edu.ru) 
 3. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (оценка уровня образовательных достижений учащихся: промежуточный контроль - http://www.fioco.ru/landmark_control; итоговый контроль -  http://www.fioco.ru/final_control). ФГОС общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной  образовательной программы                                               
   Оценочные материалы по истории и обществознанию кроме предметных результатов также  должны  позволять проверить и оценить личностные результаты освоения основной образовательной программы в том объёме, в котором это в принципе возможно. Используемые при текущем и промежуточном оценивании задания должны включать элементы, направленные на проверку уровня сформированности метапредметных результатов, в том числе универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность успешного продолжения обучения, а именно: сформированности понятийного аппарата по проверяемым разделам содержания; знания основных правил, законов и умение их применять; владения навыками смыслового чтения, понимания и адекватной оценки информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, различные виды диаграмм, чертежи и т.п.); умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; владения навыками решения широкого спектра учебных задач; способности использовать приемы анализа/синтеза, проводить классификации объектов по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные и другие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений и распознавать логически некорректные рассуждения и др. 

Рекомендуется включать задания разных типов: 1. На выявление структурных элементов понятия, установление соответствия с помощью схем и таблиц 2. На соотнесение видовых понятий с родовым понятием (термином), выделение обобщающего понятия. На соотнесение признаков (структурных элементов) понятия. 3.На классификацию объектов, выделение в ряду однородной социальной информации лишних звеньев 4. На установление соответствия Результаты ГИА свидетельствуют о том, что даже при наличии предметных знаний, учащиеся не могут успешно выполнить задания из-за низкого уровня сформированности отдельных умений и видов деятельности. Рекомендуется при организации работы с учащимися и определении направлений внутришкольного контроля обратить внимание на умения и виды деятельности, проверяемые в ходе государственной итоговой аттестации (Таблица 3). Таблица 3 Направления внутришкольного контроля по истории (по результатам ГИА, ВПР и РПР) Проверяемые умения и виды деятельности Направления контроля 5 – 9 классы 10 -11 классы Владение терминологией 1.Определение исторических (обществоведческих) понятий, формулирование понятий по определению 2.Использование исторической (обществоведческой) терминологии при кратких и развернутых ответах по заданной Аналитические умения 1.Выявление причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями 2. Анализ исторического текста на основе предложенного алгоритма 2.Критический анализ исторического текста

Поиск и систематизация исторической информации, представленной в разных знаковых системах 1.Работа с иллюстративным, графическим и статистическим материалом при решении исторических задач и проблем 1.Анализ и критическая оценка иллюстративного, графического, статистического материала

2.Использование картографических знаний и умений на уроках истории 3.Владение картографическими умениями для характеристики исторических событий (явлений и процессов. Умение строить устную и письменную монологическую речь при раскрытии заданной темы (решении проблемы) 1. Составление плана ответа на заданную тему. (9 класс – сложного плана) 1. Составление сложного плана ответа на заданную тему 2. Составление рассказа (написание сочинения) по заданной теме (вариант: с использованием иллюстративного, картографического, статистического материала) 3. Составление характеристики исторического события (явления, процесса) на основе предложенного алгоритма

3. Использование принципов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для характеристики исторических процессов и явлений 4. Аргументация собственной позиции на основе теоретических знаний, фактов социальной действительности 4. Аргументация собственной позиции на основе теорий, классификаций, типологий, фактов исторической и социальной действительности

 
 При объяснении нового материала важно акцентировать внимание на логике его предъявления, демонстрируя план изложения материала, акценты, которые следует сделать при раскрытии той или иной темы. Нельзя пренебрегать работой с текстом учебников (из перечня рекомендуемых Минобрнауки России). Чтение учебного текста, ответы на вопросы, понимание того, какие положения/позиции/идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы – все это будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов ОГЭ или ЕГЭ повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года. Подобная практика не позволит в должной мере формировать и систематизировать знания, развивать необходимые умения. Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ эффективно лишь на завершающей стадии подготовки к ГИА, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы, проведена тренировка выполнения конкретных моделей заданий. На завершающем этапе выполнение типовых вариантов позволяет отработать темп выполнения работы, форматы записи ответов, закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий. 
 VII. Рекомендации по использованию УМК в образовательной деятельности.

Преподавание истории осуществляется на основе учебников, включенных в Федеральный перечень. При выборе учебников необходимо соблюдать преемственность внутри предметных линий и работать по одной содержательной линии учебников. Целесообразно в рамках одной ступени школьного образования выбирать учебно-методический комплекс по предмету «История» (по курсам истории России и Всеобщей истории) одного издательства, так как каждая предметная линия учебников имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, а также сохраняет преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. Учебники истории России, не соответствующие Историко-культурному стандарту (6-9 класс), исключены из федерального перечня приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г.№576). Однако во втором пункте данного приказа даны разъяснения: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников». При этом необходимо осуществить перераспределение учебников по классам с учетом принятой синхронизации изучения курсов истории и организовать изучение истории России в соответствии с Историко-культурным стандартом. По всеобщей истории учебники линейной системы изучения истории в действующем федеральном перечне отсутствуют, поэтому в 2018-2019 учебном году могут быть использованы учебники всеобщей истории, предусматривающие концентрическую систему изучения предмета. Сложность состоит в том, что учебник всеобщей истории для 7 класса будет использован в 7 и 8 классах. Это необходимо учесть при составлении календарно-тематического планирования. В 9 классе будут использованы учебники всеобщей истории для 8 класса (XIXв.) и 9 класса (начало XXв. до 1914г.). В 10 и 11 классах используются учебники, ориентированные на концентрическую систему изучения истории.

 Действующий федеральный перечень учебников содержит три линии учебно-методических комплексов по истории России для учащихся общеобразовательных организаций общего образования, начиная с 6-х классов. 
 Таблица 4 

Линии учебников по истории России в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Порядковый номер учебника Автор/авторский коллектив Наименование учебника Наименование издателя(ей) учебника

1.2.2.1.6.1. Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века 6 класс ДРОФА

1.2.2.1.6.2 Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.Л. История России XVI -конец XVII века 7 класс ДРОФА

1.2.2.1.6.3 Андреев И.Л., Лященко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Федоров И.Н. История России конец XVII-XVIII век 8 класс ДРОФА 1.2.2.1.6.4 Ляшенко Л.М., Волобуев О., Симонова Е.В. История России XIX -начало XXI века 9 класс ДРОФА

1.2.2.1.6.5 Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России начало XX -начало XXI 10 класс ДРОФА

1.2.2.1.7.1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др./под ред. Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2-х частях «Просвещение»

1.2.2.1.7.2 Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. В 2-х частях «Просвещение»

1.2.2.1.7.3 Арсентьев Н.М., Данилов А.А, Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. В 2-х частях «Просвещение»

1.2.2.1.7.4 Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В. История России. 9 класс. В 2-х частях «Просвещение»

1.2.2.1.7.5 Горинов М.М., ДаниловА.А., Моруков М.Ю., и др./Под ред. Торкунова А.В История России. 10 класс. В 3-частях «Просвещение»

1.2.2.1.8.1. Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А. История России с древнейших времен до XVI века 6 класс «Русское слово»

1.2.2.1.8.2

Пчелов Е.В., Лукин П.В./ Под ред. Петрова Ю.А. История России. XVI_XVII века 7 класс «Русское слово»

1.2.2.1.8.3 Захаров В.Н., Пчелов Е.В./ Под ред. Петрова Ю.А. История России. XVIII век. 8 класс «Русское слово»

1.2.2.1.8.4 Соловьев К.А.,Шевырев А.П./Под ред. Петрова Ю.А. История России. 1801-1914 гг. 9 класс «Русское слово»

По всеобщей истории можно использовать УМК, которые указаны в Федеральном перечне учебников 2014 года (с изменениями в 2016-2017 гг.) издательств «Просвещение», «Российский учебник» (объединенная издательская группа: «Дрофа», «Русское Слово». Учитывая сложившуюся ситуацию, в которой нет грифованных учебников по всеобщей истории, соответствующих линейному принципу изучения истории и новой периодизации, при возможности следует пользоваться учебниками с не истекшим пятилетним сроком. Только в случае отсутствия таких учебников необходимо заказывать новые, понимая, что новые учебники по всеобщей истории не будут соответствовать линейному принципу и новой периодизации.

 VIII. Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по учебным предмету «История» 

Адрес Название ресурса http://inf.1september.ru Газеты «История» и «Обществознание» Издательского дома «Первое сентября» http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru http://hrono.ru «Хронос – всеобщая история» http://pish.ru Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал http://www.hist.msu.ru Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.rulex.ru/portgal.htm Энциклопедия «Русская портретная галерея»

XIX. Работа с одаренными детьми

  Достижение заявленных предметных результатов на повышенном уровне невозможно без работы с одаренными детьми. Необходимо обратить внимание на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Во всех сферах жизни общества есть потребность в одаренных творческих людях. Требуется особый подход к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящим, имеющим способности выше средних, которые необходимо направить на формирование свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы обучающихся. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, помочь этим способностям реализоваться. Основные направления работы с одаренными детьми:  выявление одаренных обучающихся; создание банка данных «Одаренные дети»; разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;  использование активных форм и методов организации образовательного процесса;  создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;  развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, республиканских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;  включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;  разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.
 Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по русскому языку и литературе в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.  Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по русскому языку и литературе для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Программное обеспечение преподавания истории Изучение учебного предмета «История» начинается в 5 классе с всеобщей истории («История Древнего мира»). В основе программ 6-11-х классов - два курса: «История России» (занимающая приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Рабочие программы 5-8 классов составляются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), 9-11-х классов – в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФКГОС) на основе Примерных программ основного общего, среднего (полного) общего образования по истории и авторских учебных программ, соответствующих выбранным общеобразовательной организацией учебникам. Структура рабочей программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015г. №1577): 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. В содержательную часть рабочих программ (вне зависимости от линейной или концентрической системы изучения истории) должны быть включены изменения (основные термины, понятия, события и исторические личности), предусмотренные Историко-культурным стандартом. В рабочие программы необходимо включить вопросы региональной истории. Это позволит школьникам познакомиться с историей малой родины, будет способствовать формированию этнической и гражданской идентичности учащихся, развитию целостного восприятия истории Крыма и истории России, воспитанию патриотизма. Все изменения авторской программы должны быть отражены в рабочей программе учителя. Изучение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире – одна из основных задач Концепции. Реализация этой задачи в полной мере возможна при синхронно-параллельном изучении курсов «Всеобщей истории» и «Истории России». Синхронно-параллельное изучение курсов «Всеобщей истории» и «Истории России» должно быть отражено в календарно-тематическом планировании учебного предмета «История». Рекомендовано распределить учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» следующим образом: на курс «Всеобщая история» отводится 30 - 40% объема учебного времени, на курс «Историю России» - 60 - 70%.

Заполнение предметных страниц классных журналов В классных журналах фиксируется единый учебный предмет «История». Отметки по предмету выставляются без разделения на отдельные курсы «Всеобщей истории» и «Истории России».