Сегодня 16 сентября 2019 года, Понедельник

Начало  >  Публикации  >  Методика преподавания

"Обучение обществознанию в 2018 - 2019 уч. г."

07/09/2018 | Задоя Лариса Алексеевна
Кафедра истории и социально-гуманитарных дисциплин

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования»

Кафедра истории и социально – гуманитарных дисциплин

Методические рекомендации

 «Обучение обществознанию в образовательных организациях Ленинградской области в 2018 – 2019 учебном году»

Санкт- Петербург

2018 Методические рекомендации подготовлены в целях разъяснения вопросов организации обучения учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Ленинградской области в 2018—2019 учебном году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства образования РФ, ФГОС основного общего и среднего общего образования.

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». В организации обучения курса обществознания в 2017 - 2018 учебном году следует руководствоваться следующими нормативно – правовыми документами: ● Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. ● Документы федерального и регионального уровней, обеспечивающих нормативное сопровождение введения и реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО (www.fgosreestr.ru). • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (http://edu.crowdexpert.ru/). • Примерная программа по обществознанию (http://edu.crowdexpert.ru) • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования //http://fgosreestr.ru/ • Приказ Министерства образования и науки № 15 от 26.01.2017 года о внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2018 – 2019 учебный год. Утвержденный федеральный перечень учебников содержит в себе учебные материалы, рекомендованные Министерством образования как соответствующие ФГОС. (http://www.uchportal.ru).

2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» В 2018 -2019 учебном году продолжается работа по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и переход на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее ФГОС СОО) и реализация программ Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивает формирование мировоззрения, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, терпимости, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает овладение относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире. Задачи реализации программы учебного предмета «Обществознания»: –формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; –формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; –овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук; –овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; –формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; –формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; –овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений; –формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Изучение обществознания должно соответствовать системно -деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения. Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, с учебными предметами, как История, Литература, География, что создает возможность одновременного прохождения отдельных тем по указанным учебным предметам. В рамках реализации практической части рекомендуем обратить внимание на систему заданий, представленную в учебниках и учебно-методическом комплекте каждой из авторских линеек, указанных в перечне учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки № 15 от 26.01.2017 года Различные типы заданий, представленные в УМК (задания репродуктивного, творческого, исследовательского характера), позволяют осуществлять дифференцированный подход к преподаванию предмета «Обществознание». Рекомендуется предлагать учащимся задания различного уровня сложности и разных типов: на формирование определений и понятий, сравнение и классификацию, на анализ и обсуждение отрывков из документов, научной и научно-популярной литературы, высказываний ученых, писателей, а также на умение давать собственные оценки и работать с различной информацией, включая электронные ресурсы и Интернет. В заданиях, предлагаемых авторами учебников и рабочих тетрадей по предмету «Обществознание», содержатся различные типы заданий, что позволяет формировать все виды универсальных учебных действий. Немаловажной составляющей реализации практической части преподавания предмета «Обществознание» служит проектная деятельность. Выступая в качестве одного из видов заданий УМК, проектная деятельность является вполне самостоятельной и независимой методической единицей, позволяющей активизировать творческую деятельность учащихся, повысить уровень мотивации, выработать самостоятельные исследовательские умения, способствовать развитию творческих способностей и логического мышления, объединять знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщать к конкретным жизненно важным проблемам. Также рекомендуем организовывать на уроках самостоятельную и различные виды групповой работы учащихся.

3. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Утверждённый федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год содержит в себе учебные материалы, рекомендованные Министерством образования как соответствующие ФГОС. Составители Приказа Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. утверждают, что этот список будет оставаться актуальным, как минимум, на протяжении ближайших 2-3 лет.

Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы

Порядковый номер учебника Авторский коллектив Наименование учебника Класс Издательство 1.2.2.3.1.1 Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 5 Издательство «Просвещение»

1.2.2.3.1.2 Виноградова Н.Ф Городецкая НИ., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 Издательство «Просвещение»

1.2.2.3.1.3 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 7 Издательство «Просвещение»

1.2.2.3.1.4 Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8 Издательство «Просвещение»

1.2.2.3.1.5 Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание 9 Издательство «Просвещение»

.2.2.3.2.1 Королькова Е.С. Обществознание 5 Издательство «Академкнига /Учебник»

.2.2.3.2.2 Королькова Е.С. Обществознание 6 Издательство «Академкнига /Учебник»

.2.2.3.2.3 Королькова Е.С, Коваль ТВ. Обществознание 7 Издательство «Академкнига/Учебник»

.2.2.3.2.4 Королькова Е.С, Коваль ТВ. Обществознание 8 Издательство «Академкнига/Учебник»

.2.2.3.2.5 Королькова Е.С, Коваль ТВ. Обществознание 9 Издательство «Академкнига/Учебник»

1.2.2.3.3.1 Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 5 ДРОФА

1.2.2.3.3.2 Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 6 ДРОФА

1.2.2.3.3.3 Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7 ДРОФА

1.2.2.3.3.4 Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 8 ДРОФА

1.2.2.3.3.5 Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 9 ДРОФА

1.2.2.3.4.1 Соболева О.Б., Иванов О.В. / Под ред. Бордовского Г. А. Обществознание 5 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.2 Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.3 Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г. А. Обществознание 7 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.4 Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г. А. Обществознание 8 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.5 Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г. А. Обществознание 9 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Среднее общее образование. Общественные науки (предметная область). Обществознание (базовый уровень).

Порядковый номер учебника Авторский коллектив Наименование учебника Класс Издательство 1.3.3.3.1.1 Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. Обществознание (базовый уровень) 10 Издательство «Просвещение»

1.3.3.3.1.2 Боголюбов Л.Н., Городецкая НИ., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В. А Обществознание (базовый уровень) 11 Издательство «Просвещение»

1.3.3.3.2.1 Соболева О.Б., Барабанов ВВ., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень) 10 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.3.3.3.2.2 Воронцов А.В., Королёва Г.Э., Наумов С.А., Романов К.С. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень) 11 Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.3.3.3.3.1

Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Скоробогатько А.В., Мартьянов Д.С. Обществознание (базовый уровень) 10 ДРОФА

1.3.3.3.3.2 Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. Обществознание (базовый уровень) 11 ДРОФА

В новых изданиях учебников, входящих в действующий федеральный перечень, внесены следующие дополнения: элементы содержания образования в соответствии с программой учебного предмета «Обществознание» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования; примерные перечни тем проектов; ссылки на интернет-ресурсы. Отмечаем, что на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. № 38 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании. Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу настоящего приказа. В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047 (в ред. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 № 1559, от 14.08.2015 № 825) «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 № НТ- 136/08 «О федеральном перечне учебников»: 1) «...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений»; 2) «...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника». Подробная информация о УМК и порядке приобретения ЭФУ представлена на официальных сайтах издателя / издательств:

  ООО «ДРОФА» - http://www.drofa.ru/for-users/teacher/
  ОАО «Издательство «Просвещение» - http://wwvv.prosv.ru/umk
  ООО «Русское слово-учебник» - http://русское-слово.рф 

 ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» - http://www.vgf.ru/

  ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний» - http://www.lbz.ru/books

4. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Основой для разработки рабочей программы по учебному предмету «обществознание» являются примерная программа по обществознанию, авторские программы к учебникам. Примерная программа по учебному предмету позволяют всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса, конкретизируют содержание предметных тем ФКГОС, дают примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. По своей структуре и содержанию рабочая программа по учебному предмету «обществознание» представляет собой документ, составленный на основе требований ФКГОС; максимального объема учебного материала для учащихся; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательной организации для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе; целей и задач образовательной программы образовательной организации; выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты: - титульный лист; - пояснительная записка: - содержание программы учебного курса; - календарно-тематическое планирование; - требования к уровню подготовки учащихся; - реализация (краеведческих) особенностей; - характеристика контрольно-измерительных материалов; - учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей образовательной организации, а также требования к уровню подготовки учащихся с учётом внесённых изменений. В компоненте «Содержание программы учебного курса» представлен максимальный объем учебного материала для учащихся. Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков:

 - тема (раздел);
 - количество часов;
 - тема каждого урока;
 - содержание урока;
 - практическая часть; - дата проведения урока;
 - корректировка. 

В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально - прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.

 	Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса:
 - учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний);
 - уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); 

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения. Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному, курсу, даётся перечень и характеристика контрольно - измерительных материалов при организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.

 

5. СТРУКТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

 С переходом на ФГОС варианты учебного плана Примерной ОП ООО предполагают изучение предмета «Обшествознание» с 6 класса. Но образовательные организации имеют право самостоятельно определять часть учебного плана, и, следовательно, начинать изучение курса обществознания с 5 класса. Изучение курса обществознания с 5 класса определяется следующими факторами
- в настоящее время все авторские УМК рассчитаны на изучение обществознания с 5 класса; учебников по ФГОС, а также авторских и рабочих программ. реализующих в полном объёме программу курса с 6 класса, на данный момент не существует;

- преподавание обществознания реализует ключевые цели ФГОС, связанные с формированием гражданской идентичности, воспитанием патриотизма, гражданственности, правовой культуры и т.д. обучающихся;

 - ежегодно - высокая степень востребованность обществознания при прохождении государственной итоговой аттестации. В случае, если образовательная организация не найдет возможностей начать изучение курса обществознания в 5 классе, необходимо учитывать следующее: содержательные единицы курса обществознания 5 класса обязательны к изучению в соответствии с Примерной программой, т.е. данные темы должны быть пройдены в любом случае в 6 классе.

Курс 5 класса является пропедевтическим, его основная задача - формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни и как необходимо вести себя в разных социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста. Особенностью изучения обществознания в 5 классе является акцент на вопросах формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова как здоровье не только физическое, но и психическое, нравственное и духовное. Начинать изучение обществознания целесообразно с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Данная тематика доминирует в 5 классе, когда учащиеся только начинают изучение содержания курса по обществознанию, и особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в формирование УУД. В 5 - 9 классах основной общеобразовательной школы рекомендуется преподавание обществознания по следующей структуре: КЛАСС ПРЕДМЕТ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД 5 Обществознание 1 34 6 Обществознание 1 34 7 Обществознание 1 34 8 Обществознание 1 34 9 Обществознание 1 34

Модуль «Основы православной культуры» больше в рамках учебного предмета «обществознание» не изучается. Для записи в классных журналах при преподавании обществознания в 8 - 9 классах сохраняется название предмета «Обществознание». Отметки с 5 по 9 классы выставляются по четвертям.

6. СТРУКТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ.

 

В соответствии с ФКГОС количество часов, предусмотренное для изучения Обществознания в10–11 классах, следующее: НАИМЕНОВАНИЕ УРОВНЯ 10 КЛАСС 11 КЛАСС КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД Базовый уровень (включая разделы «Экономика» и «Право»). 2 2 68 Профильный уровень (обществознание) 3 3 102 Профильный уровень (право) 1 (не менее) 1 (не менее) 34 Профильный уровень (экономика) 1 (не менее) 1 (не менее) 34

   В старшей школе обществознание изучается как на базовом, так и на профильном уровнях. Кроме этого, на профильном уровне  наряду с учебным предметом обществознание обязательно изучаются учебные курсы «Право» и «Экономика».   Обращаем внимание на то, что в Федеральном перечне  на 2018 – 2019 учебный год отсутствуют учебники обществознания  профильного уровня. В этом случае рекомендуется в рабочих программах для профильных классов или классов с углубленным изучением гуманитарных предметов расширить материал по темам курса, включив в него практикум.

На базовом уровне в 10-11 классах возможны два варианта записи в журналах: - в случае, если обществознание преподается в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю), в журналах записывается название «Обществознание (включая экономику и право)». - в случае если обществознание преподается в объёме 34 часа в год, параллельно должно быть выделено ещё не менее 34 часов в год на преподавание предметов «Экономика» (17 ч.) и «Право» (17 ч.), в журнале записываются следующие названия предметов: «Обществознание», «Экономика», «Право». Разделы «Экономика» и «Право» не являются взаимозаменяемыми, каждый представляет часть федерального компонента. На профильном уровне в журналах записывается предмет «Обществознание», отдельно записываются предметы «Экономика» и «Право». Отметки в 10 - 11 классах выставляются по полугодиям.

7. ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 9 (ОГЭ) И 11 КЛАССОВ (ЕГЭ). Структура и содержание КИМ ЕГЭ по обществознанию по выбору остаются прежними. Только два задания — 28 (составление развернутого плана) и 29 (эссе) будут оцениваться по новым критериям. При составлении плана на заданную тему теперь будет уделяться больше внимания тому, насколько конкретны пункты плана, и позволяют ли они раскрыть вопрос по существу. «Абстрактные» формулировки типа «история вопроса», не отражающие специфики темы теперь не будут засчитываться. Составление такого плана потребует более глубокого знания темы — зато успешное выполнение задания может принести уже не 3 балла, а 4.

 Альтернативное мини-сочинение по обществознанию оценивается 6 баллами, а критерии оценки теперь позволяют более точно оценить знание выпускником теории вопроса. Оценивается задание 29 теперь по следующим критериям: 

● правильно раскрыт смысл исходной цитаты (1 балл); ● выделение в контексте каждого тезиса ключевых понятий, основных

   теоретических положений, рассуждений и выводов (2 балла);

● научная корректность высказываний (1 балл); ● качество примеров, выбранных для иллюстрации теоретических положений (2 балла). Максимальный первичный балл за этот экзамен возрос с 62 до 64. В КИМ ОГЭ по обществознанию изменений нет. При планировании подготовки выпускников 9 и 11 классов к ГИА рекомендуем ознакомиться с результатами и анализом ОГЭ и ЕГЭ прошедшего года на сайте ГБУ «Ленинградский региональный центр Единого государственного экзамена (ege47@mail.ru), а также в ежегодном Сборнике методических и аналитических материалов по результатам ОГЭ и ЕГЭ Ленинградской области. Нормативно – правовое обеспечение и материалы для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). На сайте ФИПИ существует Открытый банк заданий по предметам (ОГЭ и ЕГЭ), а в перспективе к началу учебного года будут опубликованы проекты КИМ на 2019 год.

8. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации. Проведение ВПР регламентируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 "О проведении мониторинга качества образования". Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях. Результаты ВПР направлены на выявление причинно - следственной связи несоответствий в организации образовательного процесса либо низкого качества преподавания учебных предметов, для принятий управленческих решений по корректировке образовательной деятельности в комплексе по всем направлениям, в том числе по профессиональной компетентности руководителя и педагогических работников. Назначение КИМ для проведения диагностической работы по обществознанию – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 6 класса. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания обществознания, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Всероссийские проверочные работы основаны на системно - деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. КИМ направлены на выявление следующих личностных результатов (личностных УУД) освоения основной образовательной программы: − воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; − освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций; − формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; − осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. Посредством диагностики у школьников выявляются: понимание основных принципов жизни общества; опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; освоение приемов работы с социально значимой информацией; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора. Работа состоит из 6 заданий, каждое из которых предполагает развернутый ответ. Задания в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика (работника), члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде. Обучающиеся принимают участие в ВПР в образовательной организации по месту их обучения. Продолжительность проведения проверочной работы в 2-9 классах - 45 минут, в 10-11 классах -90 минут. В ВПР по обществознанию принимали участие 9608 шестиклассников Ленинградской области из 251 образовательных организаций. Большинство обучающихся показали удовлетворительные знания, что составило 42, 5%. Отметку «5» получили 12,75% участников, отметку «4» - 40,2%, отметку «2» - 4, 58%. Максимальное количество баллов, которые набрали участники, составило 14 баллов (12%). Максимальный балл (22) получили 1,3% обучающихся. По результатам ВПР успеваемость составила 77%, качество знаний – 94,3%. Наиболее успешно обучающиеся справились с заданиями, проверяющими умения работы с социальной информацией, фотоизображениями, применение полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни. Низкие результаты показали задания, проверяющие личные представления учащихся об основах гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, умения характеризовать государственное устройство РФ, умение делать выводы, обоснованные оценки социальным событиями и процесса. В этой связи рекомендуем: 1. Проанализировать результаты проверочных работ и рассмотреть их на заседании методического объединения учителей истории и обществознания. 2. Изучить индивидуальные результаты участников по своему классу, выявить обучающихся, которым необходима индивидуальная помощь. 3. Ознакомить учащихся с демонстрационным вариантом, со структурой работы. 4. Организовать индивидуальную работу с обучающимися, которые показали низкие результаты. 5. Проработать школьную программу по обществознанию, которая содержит перечень умений,

                формируемых на материале каждого курса с учетом возраста учащихся.

6. На курсах повышения квалификации ознакомить учителей истории и обществознания с результатами ВПР. 7. Результаты проведенного анализа указывают на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения. В 2018 – 2019 учебном году при подготовке к ВПР необходимо уделить особое внимание заданиям №5 и №6. С образцами ВПР можно познакомиться на сайте «Всероссийские проверочные работы. Информационный портал». СтатГрад https://vpr.statgrad.org/.

 

9. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Внеурочная деятельность школьников определяет комплекс различных занятий учащихся воспитательной направленности, отличных от урочных форм обучения, осуществляемых на базе школы и за её пределами в рамках вариативной части базового плана, направленных на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных и метапредметных. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности по направлениям, соответствующим предметной области, и их количество в неделю определяется локальными документами. Школа может использовать возможности образовательных организаций дополнительного образования, культуры и спорта, учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, методических служб. Программы внеурочной деятельности могут быть различного направления:спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного. Программы должны включать четко обозначенные образовательные цели, планируемые результаты, учебно-тематический план и содержание, план значимых мероприятий (перечень и сроки их проведения), формы итогового контроля (контрольных испытаний, работ, событий), краткие методические рекомендации. Три уровня результатов внеурочной деятельности школьников: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Формы организации внеурочной деятельности предусматривают включение обучающегося во взаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Формы подведения итогов: выставки, фестивали, соревнования, конференции, круглые столы, встречи, акции, игры и т.п.

     Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности  является поддержка талантливых детей. В этой рекомендуем учителям обществознания оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в олимпиадном движении, конкурсах, проектной деятельности  обществоведческой направленности; способствовать популяризации необходимости углубленного обществоведческого образования; формировать мотивацию к осознанному выбору профессии, связанной с обществознанием как научной или учебной дисциплиной.
  	При работе с одаренными детьми необходимо обратить внимание на следующие формы работы:

● диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся;

 ●диагностика школьников по определению глубины знаний, широты предметной направленности и интересов;

● выявление способных учащихся и вовлечение их в проектную, научно-исследовательскую деятельность;

 ● выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника;

● работа учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей.

10. О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 	В настоящее время идет обсуждение очередной Концепция преподавания  обществознания в Российской Федерации. Согласно проекту, одной из задач концепции является формирование у учеников правовой, экономической, включая финансовую, политической, медиа - и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности. Помимо этого, большое внимание уделяется знаниям в области основ экономики. Школьники должны будут освоить основные понятия экономической науки, устройство экономических систем, роль экономики в росте благосостояния человека и общества, функционирование рынков капитала и рынков труда, организацию предпринимательской деятельности. Обучающиеся будут изучать основные понятия финансовой грамотности, устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования.

Последний вариант Концепции предполагает: 1. Обществознание остается обязательным предметом с 6 по 11 класс. 2. Курс будет концентрическим ( первый концентр – 6 – 9 класс, второй концентр – 10 – 11 класс). 3. В 10 – 11 классах преподавание будет вестись на базовом и профильном уровнях. 4. Содержание будет прорабатываться на уровне примерных ООП. 5. ЕГЭ по предмету остается экзаменом по выбору. 6. Будет разработан план внедрения Концепции, в который войдет и переподготовка учителей. Подробно с проектом Концепции можно ознакомиться по адресу: kontseptsiya_prepodavaniya_obshchestvoznaniya.doc

11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕМЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 1. http://www.edu.ru – Российское образование. 2. Федеральный портал http://fgosreestr.ru - реестр Министерства образования и науки Российской Федерации (реестр примерных основных общеобразовательных программ). 3. http://www.edu-oko.ru – сайт оценки качества образования.

 4.http://www.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений .

5. http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ.

 6. http://school-collection.edu.ru - Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой образовательной коллекции. 

7. http://lseptember.ru/- издательство «Первое сентября». 8. https://newtonew.com. Просветительский медиа-проект об образовании, посвященный самым актуальным и полезным концепциям, теориям и методикам, технологиям и исследованиям, продуктам и сервисам.

 9.http://mel.fm/ Сайт о проблемах образования. 

10. http://geacron.com/ Сервис с интерактивными геополитическими картами и линией времени. 11.. http://interneturok.ru/ Видеоуроки по предметам. 12. http://univertv.ru/ Школьные уроки в видеоформате. Для оптимизации информационного обеспечения содержательного и методического сопровождения преподавания обществознания используются возможности социальных сетей: https://vk.com/obshcafedra

Составитель Задоя Лариса Алексеевна, методист кафедры истории и социальных дисциплин к.п.н.