Должность | Профессор |
Телефон | 8(812)372-53-96 |
kids@loiro.ru | |
Сайт | www.loiro.ru |
Стаж работы в ЛОИРО | 1 год (c 01.08.2023) |
НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ
Доктор педагогических наук
Доцент
Академик Международной академии наук педагогического образования
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2021)
Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
ОБРАЗОВАНИЕ
Высшее: Славянский государственный педагогический институт (Донецкая область)
Специальность: педагогика и психология дошкольная
Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Общий стаж педагогической работы – более 37 лет
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе аксиологического подхода
Семейное воспитание
Развитие детей раннего возраста
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
✓ Монографии:
- Лыкова, И.А. Моделирование социокультурной образовательной среды для позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / И. А. Лыкова, В. В. Кожевникова // Педагогическая поддержка социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства. Коллективная монография (ФГБНУ «ИХОиК РАО», Москва) / Научный редактор М.С. Бережная, ред.-составитель Е.В. Михайлина; общая редакция М.С. Савиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. – С. 32-44.
- Педагогическая поддержка социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства : Коллективная монография / М. С. Савина, М. С. Бережная, Е. Ф. Командышко [и др.] ; Утверждено к печати решением ученого совета ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», протокол № 5 от 27 октября 2020 г. – Москва: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. – 156 с.
- Семейное воспитание в условиях новой социальной реальности: отечественный и зарубежный опыт / В. В. Абраменкова, Е. С. Богданова, А. А. Буянов [и др.]. – Москва : Институт изучения детства, 2022. – 214 с.
- Социализация детей в трудной жизненной ситуации средствами искусства / М. С. Савина, М. С. Бережная, О. В. Гальчук [и др.]. – Москва : Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. – 138 с.
- Лыкова, И. А. и др. Художественно-эстетическое воспитание детей во взаимодействии образовательных организаций и семьи // Программирование воспитательной деятельности в образовательных организациях: теория и практика. Коллективная монография. / Ю. Б. Берлянд, Е. С. Богданова, Т. С. Борисова [и др.]. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания, 2023. – C. 149-168.
- Художественное образование в поликультурном пространстве / Е. М. Акишина, М. С. Бережная, Е. А. Бодина [и др.]. – Москва : Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. – 400 с.
✓ Учебно-методические пособия и образовательные программы:
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука юного россиянина. Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Реализуем ФОП ДО и ФОП НОО. Учебное пособие / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2024. – 64 с.
- Лыкова И.А., Майер А.А., Родина Н.М., Васюкова Н.Е. «Наша Родина – Россия». Парциальная образовательная программа патриотической направленности для приобщения детей 4-7 лет к традиционным ценностям многонационального российского народа. / Под науч. ред. И.А. Лыковой. – М.: Русское слово, 2024. – 72 с.
- Лыкова И.А. «СОДРУЖЕСТВО: МАКСИ-путешествия по странам БРИКС». Парциальная образовательная программа социокультурной направленности для становления у старших дошкольников ценностного отношения к многообразию стран и народов мира. Соответствует ФОП ДО и ФГОС ДО. М., 2024. 128 с.
- Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности». Поддержка позитивной социализации детей 2-7 лет на основе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Соответствует ФОП ДО и ФГОС ДО. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2024. – 104 с.
- Содержание и технологии социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства: Научно-методические рекомендации по педагогическому сопровождению социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства / М. С. Бережная, Е. Ф. Командышко, И. А. Лыкова [и др.]. – Москва : Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. – 100 с.
✓ Статьи:
- Лыкова, И. А. Возрождение и развитие традиций художественно-эстетического воспитания в современной семье / И. А. Лыкова, Д. А. Борисова // Образ действия. – 2024. – № 3. – С. 143-161.
- Лыкова, И. А. Развитие творческой индивидуальности одаренного ребенка / И. А. Лыкова // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2024. – № 2. – С. 69-78
- Лыкова, И. А. Инновационная образовательная программа «Азбука народной культуры» – ориентир на воспитание // Сборник материалов конференции. XVIII Международная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в образовании». – М.: АНО ДПО «Институт развития образовательных технологий», 2024.
- Лыкова, И. А. Эстетическая коммуникация: человек в мире образов, знаков и символов культуры // Язык и актуальные проблемы образования. Материалы X Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. М.: Международная академия наук педагогического образования, 2024. С. 436-443.
- Лыкова И.А. Детское искусство как «зеркало» воспитания, или Что и как открывается в его отражениях» // Обруч. 2024. №4. С. 3-5.
- Лыкова, И. А. Вариативная модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания / И. А. Лыкова, А. А. Майер // Нижегородское образование. 2023. № 3. С. 61-68.
- Лыкова, И. А. Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности // Современное дошкольное образование / А. А. Буянов, И. А. Лыкова, А. А. Майер. 2023. №4 (118). С. 75-88 (ВАК)
- Лыкова, И. А. Взаимосвязь традиций и ценностей семейного воспитания (диагностический комплекс и результаты исследования) / И. А. Лыкова, А. А. Майер, А. А. Воинова [и др.] // Высшее образование сегодня. – 2023. – № 1. – С. 80-89. (ВАК)
- Майер, А. А. Факторный анализ традиций семейного воспитания: социально-педагогический контекст / А. А. Майер, М. Е. Гошин, И. А. Лыкова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2023. – № 3. – С. 71-80. (ВАК)
- Лыкова, И. А. Адресное сопровождение семейного воспитания в контексте наследия В. А. Сухомлинского / И. А. Лыкова, А. А. Майер // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2023. – № 4. – С. 41-53.
- Лыкова, И. А. Исследование традиций семейного воспитания / И. А. Лыкова, А. А. Майер, А. А. Воинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2023. – № 2. – С. 65-83.
- Лыкова, И. А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор / И. А. Лыкова, А. А. Майер // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 5. – С. 200-224.
- Лыкова, И. А. Методы художественного воспитания в семье (диалогический подход к моделированию культурной среды) / И. А. Лыкова, Д. А. Борисова // Педагогика искусства. – 2022. – № 1. – С. 12-23.
- Лыкова, И. А. Социализация детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (педагогическая поддержка в трудной жизненной ситуации) / И. А. Лыкова, А. И. Мартынова // Педагогика искусства. – 2020. – № 2. – С. 73-80.