Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Общий бюджет проекта:
более 79,8 млрд рублей
Методическое сопровождение проекта "Цифровая образовательная среда"
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" ориентирован на комплекс мер: - на техническую сторону оснащения школ интернетом высокого качества; - на создание цифровой образовательной платформы, которая станет опорой ученикам, педагогам и родителям в обучении на всех ступенях образования; - на повышение цифровой грамотности и развитие цифровых компетенций всех участников образовательного процесса.
Приведем основные организационные принципы и цели проекта на основании (ИСТОЧНИКа)
Ключевые организационные принципы построения ЦОС
- Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
- Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
- Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
- Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
- Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
- Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
- Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.
Цели
- Для ученика:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
- Для родителя:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
- Для учителя:
- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
- Для школы:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
- Для региона:
- автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
- оптимизиция коммуникации со всеми участниками;
- оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
- повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
- возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
- сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.
- Для государства:
- рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
- рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
- снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
- повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
- повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- оперативность мониторинга за результатами.
В Ленинградской области активно идет апробация и внедрение образовательных сред с акцентом на "Российскую электронную школу" (РЭШ), а также образовательную платформу "Мобильное электронное образование" (МЭО) и другие партнерские проекты - ЯКласс, Учи.ру
Особо следует отметить региональную инновационную программу «Развитие современной социокультурной информационно-образовательной среды Ленинградской области на основе внедрения современных образовательных технологий: электронного обучения, ДОТ, технологий смешанного и мобильного обучения», которая реализуется в регионе с 2017 года.
В 2018 году, в соответствии с планом реализации инновационной программы, акцент был сделан на широкое распространение успешного опыта школ-участников программы среди образовательных учреждений Ленинградской области. Материалы педагогов и школьных коллективов размещенны на сайте ЛОИРО и региональном образовательном портале "ХОР" и могут быть использованы в практике как педагогов региона, так и преподавателей ЛОИРО. Также опыт успешно работающих в рамках инновационной программы образовательных организаций был неоднократно представлен на муниципальных и региональных мероприятиях различного уровня.
Для формировани цифровой грамотности и развития профессиональных цифровых компетенций важную роль играет практика потоковых лекций " Учитель- Интернет-Ученик" и "Цифровая образовательная среда", которые являются обязательной составляющей всех курсов повышения квалификации объемом более 100 часов.
При организации и проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов Ленинградской области акцент делается на активное взаимодействие в использованием интернет-ресурсов и сервисов.
В систему повышения квалификации педагогов Ленинградской области включен межкафедральный модуль