Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

  197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25а лит.А.
  Пн-Пт с 09:00 до 17:00, без обеда
  +7 (812) 372-52-96 учебно-методический центр
  office@loiro.ru / uio@loiro.ru

Кафедра филологического и социально-гуманитарного образования

О подразделении

Заведующий кафедрой: Барыкина Инна Евгеньевна, доктор исторических наук, доцент.
Кабинет: 305
E-mail: filsoc@loiro.ru

Цель деятельности кафедры:

повышение профессионального уровня и развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих преподавание предметных областей «Филология» и «Общественно-научные предметы», научно-методическое сопровождение их педагогической деятельности

Задачи деятельности кафедры:

  • осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов, реализующих программы основного, среднего и профессионального образования в предметных областях «Филология» и «Общественно-научные предметы», и иных специалистов и работников систем образования и социальной защиты Ленинградской области, исходя из современных достижений отечественной и зарубежной науки и практики обучения;

  • разработка современных подходов к процессу повышения методической квалификации педагогов, углубление и обновление профессиональных знаний педагогов предметных областей «Филология» и «Общественно-научные предметы»,

  • исследование и обобщение инновационных явлений в образовательной практике. 

Основные направления деятельности кафедры:

  • разработка образовательных программ, учебных и учебно-тематических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей и иных специалистов и работников системы образования, а также учреждений социальной сферы Ленинградской области;

  • проведение лекций, практических и семинарских занятий, «круглых столов», научно-практических конференций и др.;

  • разработка и публикация учебников, учебных и методических пособий, экспериментальных материалов в помощь педагогическим работникам и управленческим кадрам системы образования и социальной сферы Ленинградской области; проведение мониторинговых, опытно-экспериментальных и теоретических исследований, связанных с методическим обеспечением учебного процесса в образовательных организациях Ленинградской области;

  • консультационная деятельность.

Направления работы кафедры:

  • методика разработки и критериального оценивания заданий олимпиады по истории и обществознанию, русскому языку и литературе, иностранным языкам (школьный и муниципальный этапы, малая региональная олимпиада)

  • содержание и методика обучения истории и обществознанию, русскому языку и литературе, иностранным языкам в 5-11 классах

  • современный урок: ИКТ-технологии в процессе обучения, цифровые образовательные ресурсы

  • формирование и развитие читательской грамотности учащихся в процессе обучения предметам гуманитарного цикла

  • аналитическая деятельность педагога при анализе результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому языку и литературе, иностранным языкам

  • подготовка к итоговому сочинению, обучение экспертов, аналитическая деятельность при анализе ИСИ

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов на основе экспертной оценки компетенций учителей, сопровождение педагогов по индивидуальному образовательному маршруту по предметам гуманитарного цикла

  • методика подготовки обучающихся к ГИА по истории и обществознанию, русскому языку и литературе, иностранным языкам

  • экспертная деятельность по аттестации учителей и преподавателей гуманитарных предметов ЛО 

  • реализация требований обновленных ФГОС ООО

  • методика реализации регионального компонента в обучении истории и обществознанию, русскому языку и литературе

  • методика и технологии обучения родному/неродному (русскому языку)

  • разработка и внедрение ФГОС СПО (методика преподавания в СПО обязательных дисциплин «История», «Обществознание», «Экономика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»)


Публикации сотрудников кафедры 2021 – 2022 гг.: 

Вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности средствами учебных предметов : учебно-методическое пособие / Баранова Е. С., Барыкина И. Е., Букреева С. В., Голубева С. А., Иванов О. В., Иваньшина Е. В., Истомина Е. А., Коростелева А. М., Куцевалов Н. А., Лукичева Е. Ю., Сокольницкая Т. Н., Федотовская М. Н. ; Е. С. Баранова, И. Е. Барыкина, С. В. Букреева, С. А. Голубева, О. В. Иванов, Е. В. Иваньшина, Е. А. Истомина, А. М. Коростелева, Н. А. Куцевалов, Е. Ю. Лукичева, Т. Н. Сокольницкая, М. Н. Федотовская ; под общей редакцией О. В. Ковальчук ; под редакцией И. Е. Барыкиной, Е. В. Иваньшиной ; Комитет общего и профессионального образования Ленингадской области, Ленинградский областной институт развития образования. - Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2021. - 230 с. - (Школа функциональной грамотности).

Барыкина И.Е. «Типичный петербургский чиновник» граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823 – 1889): Опыт биографии министра. – М.; СПб.: Нестор-История, 2022.- 296 с.

Барыкина И.Е., Кузнецов В.М., Крайнова Л.Н. и др. Учебно-методический комплекс по общеобразовательной дисциплине «История». М.: ИРПО, 2022.

Барыкина И.Е., Кузнецов В.М., Крайнова Л.Н. и др. Методические рекомендации по организации обучения по общеобразовательной дисциплине «История». М.: ИРПО, 2022.

Баранова Е.С. Роль историко-социологического компонента в формировании читательской грамотности учащихся в процессе обучения истории / Е.С. Баранова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Институт гуманитарных наук: кафедра методики преподавания истории, обществознания и права МГПУ: Сборник научных статей Вып. 10. – М.: Книгодел, 2022. С. 39-46.

Букреева С.В., Данилина В.М., Задоя Л.А. и др. Учебное пособие "Жемчужины земли Ленинградской" / М.: ООО "Русское слово- учебник".2022. - 232 с.: ил.

Малышева И.Ю. Организация работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования с профессионально ориентированными текстами. – Текст : электронный // Инновационные ресурсы образования. – СПб. – 2021. – № 5. – URL: www.piterhold.ru (дата обращения : 29.08.2022)

Малышева И.Ю. Обновление содержания образования по учебному предмету «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих ООП СПО на базе основного общего образования. – Текст : электронный // Инновационные ресурсы образования. – СПб. – 2021. – № 3. – URL: www.piterhold.ru (дата обращения : 29.08.2022.

Малышева И.Ю. Совершенствование методики преподавания учебного предмета «Русский язык» в образовательных организациях среднего профессионального образования с учетом профессиональной направленности программ, реализуемых на базе основного общего образования. – Текст : электронный // Инновационные ресурсы образования. – СПб. – 2021. – № 3. – URL: www.piterhold.ru (дата обращения : 29.08.2022)

Петухов С.В. Жанр рассказа в современной русской литературе.СПб.: ГАОУ ДПО "ЛОИРО", 2021. 119 с.

Петухов С.В., Горковенко А.Е. Интерпретация как наррация: опыт филологического прочтения рассказа Алексея Сальникова «История про самый дорогой тариф, живой журнал и ангела смерти»Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Выпуск 7. Материалы VII Конгресса РОПРЯЛ (г. Екатеринбург, 6–9 октября 2021 года). СПб.: РОПРЯЛ, 2022. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — с.731-736.

Соболева О.Б. Подготовка учителя обществознания в РГПУ им. А.И. Герцена: традиции, состояние, перспективы / Соболева О. Б. // Преподавание истории в школе. - 2021. - N 6. - С. 10-16.

Сокольницкая Т.Н. Тамара Константиновна Донская (1931-2020) / Русский язык в школе.- 2021. Т. 82. № 2. С. 103.  

Сокольницкая Т.Н. Пусть наши учителя услышат слова нашей благодарной памяти...» : кафедра профессора Т.К. Донской/ Научно-методическое наследие профессора Т. К. Донской (1931-2020). К 90-летию со дня рождения ученого: сборник материалов студенческой просветительской онлайн-конференции. - Москва: МПГУ, 2022. С. 16-21  

Сокольницкая Т.Н. Региональный текст как средство обучения на современном уроке русского языка /Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2021. № 2. С. 48-52.

Федотовская М.Н. Диалог с писателем: проза ф. М. Достоевского глазами читателя XXI века // Национальные  тенденции в современном образовании. IV Всероссийская научно-практичекая конференция 25 декабря 2021 г.: сборник статей. - Омск, Издательство ОмГА, 2022. - С. 88 - 94.

Федотовская М.Н. Педагогическое управление процессом чтения учащихся, или как научить читать и понимать // Вестник «ЛОИРО» «Образование: ресурсы развития. – 2022. - № 1. – С. 84. – 88.

Федотовская М.Н. Книга как способ формирования духовно-нравственных ценностей: категория добра  в «Письмах о добром» Д. С. Лихачева // Стратегии и практики инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений Всеволожского района Ленинградской области: Сборник методических работ. – СПб.: ИБИН. 2022. – С.  –56 - 59.


Дополнительная информация

Уважаемые коллеги! Размещаем материалы вебинаров от 9.09. и 16.09., посвященных языковой адаптации иностранных граждан.

3.1.15 "Принципы и направления деятельности педагога по осуществлению языковой адаптации иностранных граждан"

Запись Презентация

3.1.16 "Принципы и направления деятельности администрации по осуществлению языковой адаптации иностранных граждан "

Запись Презентация


Оборона и блокада Ленинграда. Памятная дата 27 января - День снятия блокады Ленинграда. Семинар для учителей гуманитарных предметов (история, обществознание, литература)

Консультация по теме "Блокада Ленинграда" от 24 /01/ 2022

Семинар методической группы по апробации ФГОС и примерных рабочих программ, кафедра ФИЛСГО ЛОИРО от 21.02.2022

Вебинар для учителей истории и обществознания по конструктору примерных рабочих программ по истории и обществознанию 15.03.2022

Материалы конференции 30 марта 2022

Участники апробации - учителям Ленинградской области

Вебинар - Разработка программ внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла

Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях обновленного ФГОС ООО

Методические рекомендации по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Рекомендации для системы образования ЛО по совершенствованию преподавания предмета «Литература»

Рекомендации для системы образования ЛО по совершенствованию преподавания предмета «Литература» в основной общеобразовательной школе.